Турция прокладывает дорогу в сторону Персидского залива. Встревожившись постепенной нормализацией отношений Ирана и Сирии с крупнейшими монархиями и их далеко идущими планами развивать взаимодействие, Анкара решила не терять времени и договорилась о реализации проекта «Путь развития», пишет Telegram-канал «Россия не Европа».
Целью проекта «Путь развития» является создание нового Шёлкового пути между Турцией и Ираком. Уже сегодня Анкара и Багдад готовы построить наземный и железнодорожный транспортные коридоры от иракской провинции Басра до турецкой границы. Чтобы сильнее заинтересовать в этом Багдад, Турция увеличит количество воды, поступающей в Ирак через реку Тигр, чтобы помочь стране справиться с нехваткой водных ресурсов.
Выбор Ирака турками не случаен: ранее страна претендовала на населённую арабами иранскую провинцию Хузистан, что привело к ирано-иракской войне 1980-1988 гг. Иракцам так и не удалось отторгнуть спорные территории. Хотя пока Багдад и не предъявляет территориальных претензий Тегерану, но подобное не исключено в будущем. Соответственно, турецко-иракское сближение, пока пусть и косвенно, но направленно против Ирана. Последний явно претендует на роль ведущей региональной державы, особенно если учесть российскую поддержку. Так, Иран заключил сделку по закупке российских истребителей Су-35. Россия инвестировала в Иран $2,76 млрд за прошлый финансовый год. Таким образом, из $4,2 млрд всех вложений в экономику Тегерана на нашу страну приходится две трети. В первую очередь РФ вкладывалась в промышленные, горнодобывающие и транспортные проекты.
Власти Турции обвиняют Тегеран в том, что исламская республика насильственно вытесняет кашкайских тюрок из окрестностей города Эглид в иранской провинции Фарс. Кашкайцы — группа тюркоязычных племён, кочующая в области Фарс, Хузестане и южном Исфахане в Иране. Согласно ряду версий лингвистов, кашкайский язык является диалектом азербайджанского языка. По мнению экспертов, численность кашкайских тюрок, проживающих в южных и центральных районах Ирана, составляет 3 млн чел.
В первых рядах турецко-иранского противостояния будет выступать Азербайджан. На последнем саммите ОТГ Алиев заявил: «Тюркский мир не ограничивается границами тюркских государств. Тюркский мир охватывает гораздо большую географию. В мире проживает более 50 миллионов азербайджанцев. Только 10 миллионов из них живут в независимой Азербайджанской Республике».
Известно, что больше всего азербайджанских тюрок проживает в Иране. В таком случае этот фрагмент из речи Алиева означает, что в Баку не отказались от поддержки сепаратистов и отделения от Ирана так называемого «Южного Азербайджана». Подобные идеи всё громче звучат из закавказской республики с осени 2022 г. В этом же направлении идёт сотрудничество Азербайджана и Израиля. Кроме того, ситуацию подогревают США, заявляя, что защитят Азербайджан от Ирана.
В случае возникновения ирано-азербайджанского конфликта Турция не останется в стороне. Во-первых, Анкара не допустит, чтобы её главный вассал и инструмент влияния на постсоветском пространстве – Азербайджан – перешёл в чужие руки. Во-вторых, как минимум, надо контролировать процесс перекройки границ в Закавказье. В-третьих, сегодня решается судьба регионального лидерства, на которое претендует Турция, и пустить этот процесс на самотёк она не сможет. Наконец, в-четвёртых, для Эрдогана – это реальный способ наладить отношения с Западом, формально не отступая от своей «грозной антизападной риторики» и не теряя лица перед избирателями.
Россия должна углублять сотрудничество с Ираном во всех сферах, в том числе в военной. Превращение Ирана во второстепенную державу обеспечит Турции карт-бланш в Закавказье и Средней Азии. Военный разгром же Исламской республики создаст пояс напряжённости вокруг южных границ России. С опорой на военно-политическое сотрудничество с Тегераном, Россия сможет остановить не только турецкую экспансию, но и нанести чувствительный удар по интересам Запада на Ближнем Востоке.
Комментарии читателей (0):