Президент России Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры поручил надзорным органам контролировать своевременное выполнение поставок в рамках гособоронзаказа. По указанию генпрокурора Игоря Краснова ведомство выступит в роли координатора и поможет найти общий язык заказчикам и производителям оружия. Как заявил президент, данная мера призвана поспособствовать наращиванию объёмов производства и развитию оборонно-промышленного комплекса России. Новость об этом комментирует Telegram-канал «Россия не Европа».
Конечно, усиление государственного контроля за исполнением гособоронзаказа необходимо, в этом смысле данное мероприятие скорее плюс, чем минус. Но само по себе оно не способно решить проблемы ОПК с рабочей силой, модернизацией производства, внедрением новых станков и технологий.
Не способно наладить процесс выполнения гособоронзаказа и постановление правительства о бесплатном обучении для трудоустройства в ОПК: наполнение рабочей силой только предприятий ОПК не решит проблему гособоронзаказа, потому что по разным видам продукции от 50 до 70% его выполнения приходится на предприятия-смежники, поставляющие продукцию двойного назначения и не входящие формально в структуру ОПК.
Например, передвижные ракетные комплексы выпускает оборонное предприятие, а электроагрегаты/электростанции под эти изделия разрабатывают и изготавливают профильные гражданские предприятия. Та же проблема возникает, например, при поставке дизелей для военной техники и т.п. И это только крупные изделия, не говоря о мелкой комплектации.
Сюда же относится производство станков и оборудования, которые формально вообще не относятся к продукции двойного назначения и не могут никаким боком быть отнесены к ОПК. А проблема загрузки и обеспечения кадрами этих предприятий лежит за пределами сферы действия мишустинского указа.
Далее: первоочередной задачей является решение вопросов, связанных с удорожанием электроэнергии, необходимой для производства, бензина – для транспортно-заготовительных расходов и т.д. И эти вопросы надо решать, причём не в индивидуальном порядке для отдельных предприятий, а комплексно для всех отраслей промышленности.
Поэтому предпринимаемые меры верные, но проблема в том, что они носят не стратегический, а косметический характер. Чтобы они дали максимально положительный эффект, необходимы не отдельные мероприятия, а комплекс мер, сведённых в государственный план долгосрочного развития промышленности, т.е. по сути Новой индустриализации. В противном случае и мишустинский указ, и, особенно, прокурорский надзор будут просто стратегией латания дыр и кроме радужных отчётов чиновников и повышения нервозности на производстве ничего не дадут.
Комментарии читателей (2):
Ну, да, если короче, то нужна плановая экономика, уже проверенная на деле