В октябре глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что к концу марта на полигонах стран НАТО планируется обучить более 11 тысяч украинских солдат. За весь 2023 год их число может превысить 30 тысяч человек: Великобритания уже обучила 10 тысяч человек с июня минувшего года, еще 15 тысяч планируется натаскать в других странах Европы.
Редакции Telegram-каналов «Военная хроника» и «Рыбарь» разобрались в теме и объясняют, что не так с подготовкой ВСУ по стандартам НАТО.
Главная проблема
Применять полученные навыки на поле боя получается с трудом: многочисленные пленные (в том числе из элитных 45-й или 95-й отдельных десантно-штурмовых бригад), прошедшие обучение в странах НАТО, неоднократно подвергали сомнению эффективность подготовки по западным методикам. По их словам, в лучшем случае обучение было поверхностным и не гарантировало преимущество на поле боя.
Что не так с обучением?
Западные страны не принимали участие в конфликтах высокой интенсивности со времен Вьетнамской войны, а в некоторых случаях – со Второй мировой войны.
Инструкторы различных специальностей участвовали лишь в локальных операциях. Итог закономерен: людей готовят по лекалам войн в Ираке, Сирии и Афганистане.
Опыт боевых действий против бандформирований на Ближнем Востоке и Африке слабо применим в реалиях украинского конфликта. Пехотные подразделения преимущественно обучают не особенностям ведения боевых действий в лесопосадках и полях, а зачистке домов и жилых кварталов.
Метод проб и ошибок
Другая сторона проблемы – это отсутствие реального опыта боевой стрельбы из различных комплексов. Например, ПТРК NLAW, Panzerfaust 3 или зенитные установки Gepard до СВО ограниченно применялись лишь в ходе учений.
Инструкторы НАТО не обладают нужным опытом и знаниями для правильного применения этого вооружения в интенсивных боях. Сейчас в НАТО активно перенимают опыт СВО для новой программы обучения, но для ее внедрения потребуются годы.
Да, украинские формирования вполне осваивают весь спектр вооружений в боевых условиях – причём, в гораздо более сжатые сроки, чем на западных полигонах. Но обучение ведётся, зачастую, чуть ли не методом проб и ошибок.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
А что насчёт учебной базы?
Для эффективной подготовки украинских формирований на Западе не хватает оборудования, вооружения и материальной базы. Из тех же NLAW или Javelin учат стрелять на специальных тренажерах, имитирующих выстрел: о реальных боеприпасах речи не идёт. До начала СВО на Западе подобных тренажеров заказывали ровно столько, сколько было нужно для обучения штатного количества курсантов. На данный момент подобных комплексов на всех не хватает.
Настрел из автоматов при обучении за рубежом часто не превышает двух магазинов (50-60 патронов), а вооружение для этого привозят из ближайших частей.
Что из этого следует?
Несмотря на громкие заявления об огромном количестве подготовленных по стандартам НАТО украинских подразделений, проблемы в эффективности обучения есть. Более того, они копятся подобно снежному кому, поскольку на Западе делают ставку на обучение максимального количества людей в сжатые сроки. О качестве подготовки в таких условиях говорить не приходится.
С первоначальных 5-7 недель программа подготовки пехотных соединений ВСУ уже урезана до трёх, а в случае с общевойсковыми подразделениями – до двух.
Вероятно, к октябрю-ноябрю число обученных по стандартам НАТО украинских формирований действительно достигнет 30 тысяч человек. Вот только заявить о подготовке по стандартам НАТО и ввести в строй полностью боеготовые подразделения, которые способны переломить ход войны, – разные вещи.
После возвращения на поле боя солдаты и офицеры ВСУ сталкиваются с реальными условиями, которые разительно отличаются от теоретических.
Схема применения не меняется – «людским ресурсом», запакованным в западную обёртку и стоящим значительно дороже, в дальнейшем так же затыкают бреши и пытаются выиграть время.
Комментарии читателей (0):