Казахстан не смог найти достаточных объёмов нефти для поставок в Европу по трубопроводу «Дружба». Пытаясь заместить выпавшие поставки российского сырья европейским потребителям, Астана столкнулась с рядом проблем, сообщает Bloomberg. Ситуацию на казахстанском рынке нефти комментирует Telegram-канал «Россия не Европа».
По сообщению государственного оператора «Казтрансойл», в I квартале 2023 года Казахстан экспортирует в Германию энергоресурсов на 90% меньше, чем планировалось изначально. Несмотря на заявления министра энергетики Болата Акчулакова о способности республики нарастить ежегодные поставки до 6 миллионов тонн, она едва нашла 20 тысяч тонн нефти для поставки Берлину. С конца февраля добыча нефти в Казахстане упала на 100 тысяч баррелей в сутки. Вернуться к прежним объемам не удалось даже после ремонта на крупнейшем в стране месторождении «Тенгиз».
Ранее в Казахстане заявили о смене эталона для своей нефти с Urals на KEBCO (Kazakhstan Export Blend Crude Oil). Председатель правления национальной нефтегазовой компании республики «КазМунайГаз» (КМГ) Магзум Мирзагалиев отметил, что это было сделано для того, чтобы минимизировать санкционные риски при оформлении коммерческих документов. Однако смена эталона, естественно, не в силах компенсировать нехватку в объёмах поставок нефти.
Кроме того, зампредседателя правления госкомпании QazaqGaz Арман Касенов сообщил, что следующей зимой Астана будет вынуждена прекратить поставки газа за границу. В 2023 году власти ожидают почти двукратный рост внутреннего потребления – с 21 млрд до 40 млрд кубометров. Возросшие потребности связаны с переводом ТЭЦ и некоторых промышленных предприятий на газовое топливо, запуском газохимических комплексов и мероприятиями по газификации.
Национальная газовая компания Казахстана Qazaq Gaz обратилась к «Газпрому» с предложением о постройке транзитного газопровода по маршруту из России в Китай, который также мог бы быть задействован при газификации востока страны. Арман Касенов отметил, что такое решение было принято в связи с тем, что собственные природные ресурсы не позволяют самостоятельно реализовать проекты по проведению газа в восточные регионы.
Астана стремилась играть собственную игру, желая использовать антироссийские санкции в своих интересах. Но пока этого в полной мере сделать не получается, по крайней мере в нефтегазовой сфере. Возникает возможность оказания давления на Астану в целях изменить её «многовекторность» во внешней политике и националистические русофобские поползновения во внутренней.
Конечно, экономическое давление должно быть частью комплекса мер по созданию подлинно союзного России Казахстана: формирование пророссийских сил в республике, создание военных баз на её территории, отказ Астаны от проведения совместных с НАТО учений, обучения в Турции казахстанских офицеров и так далее
Главное, чтобы не возобладал коммерческий подход в стиле «казахи просят помочь в модернизации газовой сети – надо срочно делать бабки, остальное неважно». Или ещё хуже – удовлетворение от того, что у Астаны ничего не вышло с планами экспорта нефти, а значит, республика «никуда от нас не денется». Да и вообще – «курица не птица, Казахстан – не заграница». С Украиной такого подхода уже наелись в полной мере, теперь разгребаем.
Комментарии читателей (0):