Российские масс медиа и просто неравнодушные люди справедливо обращают внимание на серьёзную проблему, суть которой сводится к неясности целей СВО. Эта проблема имеет целый ряд связанных друг с другом аспектов – военный, политический, психологический, и т.д. Краткий список основных моментов, вызывающих вопросы у общества как в тылу, так и на фронте, выглядит примерно следующим образом:
- Люди в целом не понимают, зачем было начинать масштабную военную кампанию, которая автоматически ведёт за собой большие потери, возрастающее санкционное давление и усугубляющийся кризис в отношениях с ведущими странами мира, ради «демилитаризации», «денацификации» и прочих подобных терминов с неясной сутью и непонятными критериями. В частности, во время истории с переговорами в Стамбуле периодически казалось, что ещё немного, и будет объявлено, что наши солдаты воевали и умирали за нейтральный статус Украины. Разумеется, всё это, мягко говоря, не способствует появлению у военных не только мотивации, но и простого понимания того, что они на самом деле делают на территории, которую власти РФ до недавнего времени официально считали принадлежащей другому государству. В этом плане появлявшиеся в сети весной-летом 2022 года откровения российских офицеров в духе «мы понимаем украинцев, они защищают свою родину» в контексте неопределённости и противоречивости госпропаганды РФ выглядели вполне логично;
- Содержание официальных заявлений, касающихся целей СВО, неоднократно менялось. Вслед за «демилитаризацией» и «денацификацией» появилась «защита Донбасса», причём о последнем как о приоритете говорилось даже после воссоединения с Херсонщиной и Запорожьем. Ещё одна цель, которая приходит на память – «выполнение поручений президента». Даже если представить себе ситуацию, при которой ВС РФ начинают уверенно побеждать на всех фронтах (а такое, судя по текущему положению дел, случится не очень скоро), не очень понятно, что именно будет считаться победой. Взятие Киева? Подписание очередной договорённости с Зеленским, который вместе со своими западными покровителями внезапно решит учесть интересы России? Включение в её состав Херсонской и Запорожской областей не сделало ситуацию понятнее, особенно с учётом того, что официальные представители российских властей, казалось бы, должны постоянно твердить об оккупации территорий этих областей со стороны ВСУ. Однако этого не происходит. И даже если РФ всерьёз ставит задачу по их полному освобождению, значит ли это, что Херсонщина и Запорожье полностью войдут в состав России, а Одесская область - нет? И значит ли это, что даже в случае нашей уверенной победы окружённое со всех сторон Приднестровье будет отдано на съедение молдавским и украинским нацистам?
- Текущая неопределённость не устраивает не только простых обывателей, которые в массе своей по-прежнему не понимают, зачем мы «полезли в чужую страну», но и политически активную часть общества. Такая ситуация тоже представляется вполне закономерной, так как власти РФ всегда крайне негативно относились к любой общественной активности, и для многих российских чиновников нынешний подъём патриотизма – скорее проблема, нежели ресурс. В этом плане украинцы имеют огромное преимущество, ибо в их картине мира царит полная ясность. В то же время в России даже многие лоялисты сетуют на то, что «зря мы в это ввязались».
Это далеко не все проблемы, связанные с ситуацией вокруг целей СВО. Там ещё много всего, включая банальное отсутствие ясности по поводу того, что именно с технической точки зрения представляет из себя режим «специальной военной операции». Причём неопределённость касается не только чиновников, но и самих патриотов «без справки от начальства», среди которых тоже нет единства по ряду ключевых идеологических вопросов. Нужен ли России Харьков, который с одной стороны превратился в один из центров украинского нацизма, а с другой в нём ещё находится множество наших скрытых сторонников? Что вообще делать с Украиной? Если украинская государственность должна быть полностью ликвидирована, к чему сегодня многие призывают, то что должно оказаться на её месте?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 07.03.23 В России утверждены правила выдачи добровольцам удостоверения ветерана боевых действий
- 06.03.23 Украинский нацизм – настоящий и тесно связан с мировым «чёрным интернационалом»
- 17.02.23 Калужские депутаты ежемесячно будут скидываться по 20 тысяч рублей на нужды СВО
- 11.02.23 Для победы на Украине нужно выполнить несколько условий
Ответы на эти вопросы могут быть предметом дискуссии, однако общая стратегическая цель обязана быть сформулирована чётко и недвусмысленно – восстановление территориальной целостности России.
Говорить об этом следует как можно больше и чаще. Россия должна политически и медийно позиционировать себя именно как государство с нарушенной территориальной целостностью. Ведь достаточно очевидно, что внутри русского гражданского общества существует консенсус по поводу того, что нынешние границы России даже после всех последних приобретений не являются справедливыми ни с политической, ни с исторической, ни просто с эмоционально-психологической точки зрения. Здесь даже нет нужды что-то конкретизировать – конкретика по поводу будущих российских рубежей со временем появится сама собой. Властям необходимо официально объявить нынешнюю ситуацию временной несправедливостью, которая обязательно будет исправлена.
В контексте же СВО это означает следующее: России нужно незамедлительно отозвать признание Украины как независимого государства, объявив его нелегальным сепаратистским образованием, призванным узаконить оккупацию части исторической российской территории. Речь, подчеркнём, идёт обо ВСЕЙ территории, находящейся под контролем Киева, включая её западную часть. Соответственно, ВСУ, СБУ и прочие должны быть объявлены незаконными вооружёнными формированиями, говоря проще – бандами. После этого не очень понятный режим "СВО" может быть переключён хоть в куда более знакомый режим КТО, хоть в любой другой, который будет сочтён более подходящим.
Это внесёт некоторую дипломатическую сумятицу, однако учитывая нынешний реальный уровень российско-украинских отношений никакого серьёзного влияния на них отзыв Россией признания Украины не окажет. Неприятности возможны скорее в сфере бизнеса: речь о набившей оскомину торговле газом и прочих подобных гешефтах. Однако и это решаемо при минимуме затрат, если уж власти РФ так хотят сохранить действующие схемы. Больше вопросов вызывает возможность ведения переговоров с теми, кого объявили сепаратистами - ведь всем известно, как в Кремле любят различные «переговоры». Однако переговоры с сепаратистами вести тоже можно. Россия в конце концов может даже признать украинскую независимость - в тех границах, которые будут устраивать Москву. Но главное состоит в том, что у большого числа людей, в том числе, кстати, и на Западе, наконец, появится понимание того, что Россия не "напала на другую страну" - Россия возвращает себе своё.
Разумеется, сегодня никто в здравом уме не захочет включать в состав РФ Львовскую и Ивано-Франковскую области, Хмельницкий или Полтаву. Однако именно постулат о необходимости восстановления территориальной целостности России должен лечь в основу её стратегического курса на годы вперёд. И он же должен стать её основной внешнеполитической идеей, мотивируя как нынешние, так и будущие поколения российских граждан. И начать следует уже сегодня, и именно с отказа от признания Украины.
Ибо не исключено, что в ином случае нам вскоре придётся признавать множество других государств – уже на территории нынешней РФ.
Комментарии читателей (0):