Нефтяная чехарда: кто борется за поставки топлива для Украины

Эмбарго или смерть
9 февраля 2023  15:34 Отправить по email
Печать

После череды загадочных смертей и “своевременных” отставок в российской нефтянке главным поставщиком топлива для Украины становится Индия. Таким образом, идею отслеживания каждой бочки российской нефти вплоть до бака автомобиля наполняют мотивом, средством и возможностью.

С начала СВО российский ТЭК, как главная бюджетообразующая сила РФ, подвергается усиливающемуся давлению со стороны стран антироссийской коалиции.

Запреты, эмбарго, ценовые потолки и исключения из них способствуют криминализации сферы экспортно-импортных операций с российской нефтью и нефтепродуктами, провоцируют возникновение “серых зон”. Особенно в части, касающейся цепочек поставок между находящимися в состоянии конфликта Россией и Украиной. Задействованные в этих процессах игроки в течение 2022 года были подвержены кадровым потрясениям и потерям. Некоторые оказались безвозвратными.

Потери понесли те, кто был лидерами поставок на Украину на начало СВО - Россия и Белоруссия. Так, совсем недавно, в январе, в Белоруссии простились с первым заместителем гендиректора – главным инженером ОАО “Гомельтранснефть Дружба” Андрея Вериго. Якобы оступился и неудачно упал на лестнице своего загородного дома.

Такова цена лидерства. Российский ТЭК в 2022 году перенес целую серию потерь, сопровождавших смену состава главных поставщиков топлива Украине.

1 февраля 2023 года власти Болгарии приняли закон, разрешающий экспорт на Украину нефтепродуктов, полученных из российской нефти, переработанной на заводе “Лукойла” в Бургасе. Германская Die Welt со ссылкой на экс-министра финансов Болгарии Асена Василева, сообщила, что София тайно снабжала Вооруженные силы Украины (ВСУ) дизельным топливом после начала СВО. Причем, нефтепродукты производились на заводе “Лукойл нефтохим Бургас”.

Российские СМИ подхватили тезис Die Welt о том, что “Болгария после начала СВО стала одним из крупнейших экспортеров дизеля на Украину и периодически покрывала до 40% потребностей этой страны в данном виде топлива”.

Однако на деле все оказалось не так просто. По данным UN Comtrade, Индия, главным продавцом нефти для которой является “Роснефть”, стала одним из ведущих поставщиков нефтепродуктов на Украину, обогнав Болгарию. За период с января по сентябрь 2022 года поставки индийского топлива туда составили 481 тыс. т. Это больше, чем у таких стран, как Румыния (332,1 тыс. т), Литва (388,6 тыс. т), Польша (394,5 тыс. т) и Болгария (421,1 тыс. т), которые министр экономики Украины Юлия Свириденко в сентябре 2022 года назвала основными поставщиками горючего в страну.

На момент начала СВО Болгария действительно поставляла Украине больше нефтепродуктов, чем Индия. Соответственно, 39,3 тыс тонн против 23,4 тыс тонн в феврале 2022 года. Однако постепенно картина стала меняться. Причем свои позиции Болгария как поставщик топлива воюющей Украине теряла по мере того, как “Лукойл” нёс тяжелейшие кадровые потери.

В апреле посты президента компании и члена совета директоров покинул Вагит Алекперов. Похоже, весьма вовремя. В мае 2022 года в подмосковных Мытищах при не вполне ясных обстоятельствах скончался Александр Субботин, бывший член правления ООО "Торговый дом ЛУКОЙЛ". Старший брат Александра - Валерий Субботин - бывший вице-президент "Лукойла".

К тому моменту Индия уже опережала Болгарию по объемам нефтепродуктов, поставляемых Украине.

В июне поствице-президента компании по стратегическому развитию покинул еще один известный олигарх Леонид Федун. Якобы, по семейным обстоятельствами и в связи с достижением пенсионного возраста.

А уже в июле, по данным UN Comtrade, Индия поставила максимальный объем нефтепродуктов на Украину (105 тыс. т).

В сентябре случилась еще одна внезапная и загадочная гибель. Возле главного корпуса ЦКБ в Москве было обнаружено тело Равиля Маганова - председателя совета директоров "Лукойла". На теле были найдены повреждения, характерные для падения с большой высоты. В этой больнице Маганов проходил лечение.

К этому времени Индия уже уверенно обходила Болгарию по поставкам нефтепродуктов на Украину.

График построен на основе данных портала UN Comtrade
График построен на основе данных портала UN Comtrade
На момент подготовки этого материала в базе UN Comtrade приводятся объемы поставок пока только по сентябрь 2022 года включительно. Однако из сообщений информагентств известно, что Индия продолжала наращивать закупки российской нефти. В октябре Россия поставила в Индию рекордные 946 тыс. барр./сутки нефти. Это позволяет предположить рост экспорта нефтепродуктов из Индии на Украину в конце 2022 - начале 2023 года.

Нет ничего удивительного в том, что “Роснефть” выиграла от кадровых потерь “Лукойла”. Кроме того, вице-президентом по коммерции и логистике “Роснефти” был назначен Андрей Богатенков, ранее возглавлявший сингапурское отделение компании. Это произошло в июне, одновременно с отставкой Федуна и за месяц до рекорда по поставкам топлива из Индии на Украину.

А в августе Богатенков уже стал председателем совета директоров индийской Nayara Energy, 49,13% которой владеет “Роснефть”. Nayara Energy принадлежит второй по величине НПЗ в Индии – “Вадинар” мощностью 20 млн т нефти в год.

На днях главный исполнительный директор “Роснефти” Игорь Сечин во время визита в Индию заявил, что “Роснефть” будет поставлять нефть на НПЗ индийской Nayara Energy в тех объемах, которые завод может максимально принимать.

Это означает, что Индия только упрочит свои позиции ведущего поставщика топлива для Украины. Но и Болгария останется в этой обойме.

Все эти обстоятельства позволяют лучше понять, зачем “Роснефть” лоббирует в правительстве идею отслеживания российской нефти вплоть до конечного потребителя. Госкомпания хочет убедить власти в том, что только ей это под силу. Корпорация претендует на роль оператора этого контроля или надеется на то, что ответственным за этот мониторинг станет кто-то из лояльных “Роснефти” чиновников.

Переформулировал в более безопасный вариант, вот так: Такой контроль теоретически поможет абсолютно любой компании, его получившей, управлять потоками топлива на Украину не только из Индии, но и из Болгарии. И в этой связи особенно интересно будет понаблюдать, с кем именно будут связаны люди, пришедшие на места массово "выбывших" топов “Лукойла”.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть