Планы дорожного строительства в России на ближайшую пятилетку, принятые в июне 2022 года, выглядели крайне амбициозно и внушительно, заявил ИА REX доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Максимов.
Главной целью заявлялось доведение до нормативного состояния 85% дорог в 105 крупнейших агломерациях и более 50% дорог в регионах. Среди проектов федеральных трасс в плане было предусмотрено продолжение строительства дороги М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань, реконструкция магистралей М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон».
Однако экономические реалии вынудили правительство решится на ряд корректировок, как по составу проектов, так и по снижению государственных расходов на строительство новых дорог.
При этом ставится задача проводить обоснованную оптимизацию, сохраняя необходимые темпы строительства на ключевых направлениях (к таковым можно отнести строительство трассы М-12, а также модернизацию трассы М-4). Кроме того, следует учитывать и меняющиеся геополитические вводные.
Если до недавнего времени трасса, соединяющая Казахстан и Белоруссию в рамках проекта «Меридиан», выглядела как логичное и перспективное вложение средств для формирования транспортного коридора между Китаем и Европой, то в нынешних условиях целесообразность таких вложений выглядит, как минимум, дискуссионной.
С другой стороны, в состав проектов вошли обходы Дербента и Хасавюрта, являющиеся частью международного транспортного коридора «Север — Юг», который крайне необходим для развития доступности транспортно-логистических центров на этом, крайне перспективном для России направлении.
Конечно, секвестр расходов на дорожное строительство не мог пройти бесследно для ряда достаточно важных объектов в этой области.
В частности, предусматривается вызывает почти десятикратное уменьшение ассигнований на строительство южного обхода Краснодара, что, учитывая дефицит пропускной способности транспортной инфраструктуры региональной столицы, и стабильный рост населения, может привести к случаям коллапса дорожного движения и, как следствие, к росту социальной напряжённости.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 22.01.24 Эксперт назвал причины переноса сроков строительства федеральных трасс
- 22.01.24 Строительство нескольких крупных федеральных трасс в России отложено
- 13.02.23 Движение по трассе Москва — Казань планируется открыть до конца 2023 года
- 10.01.23 В Запорожье создадут Управление автомобильными дорогами
Ещё одним пунктом, сокращение финансирование которого вызывает вопросы, выступает проект Юго-Западной хорды (Екатеринбург — Самара — Краснодар). Учитывая необходимость транспортной связности новых регионов с остальными территориями России, этот проект был бы крайне востребованным и полезным.
Бюджетных ассигнований, выделенных на дорожное строительство, достаточно для решения ключевых задач. Однако планы по привлечению средств из внебюджетных источников для возведение дорожных объектов в регионах выглядят чересчур оптимистичными. Их объём увеличен с 145,5 млрд до 247,7 млрд руб.
Почти двукратное повышение участия частного капитала в дорожных концессиях в текущих экономических условиях мне видится маловероятным. Во многом это утверждение основано на том, что долгосрочные в плане окупаемости проекты (а дорожное строительство несомненно относится к таковым), сейчас вызывают настороженное отношение со стороны потенциальных частных инвесторов, поскольку существуют более компактные по времени и сопоставимые по доходности инвестпроекты.
Подводя итоги, можно сказать, что сокращение расходов на дорожное строительство, хотя и несёт ряд негативных последствий для развития инфраструктуры, в целом не является критическим. Основные проекты будут реализованы, согласно исходному плану, ряд проектов сохраняются в полном объёме, но сдвинуты по срокам на более поздний период.
При этом с большой долей вероятности можно предсказать, что в случае успешной реализации программ правительства по реформированию и развитию экономики, большинство объектов, попавших под сокращение бюджета, будут возвращены обратно в план.
Как сообщало ИА REX, правительство РФ пересмотрело планы строительства дорог на ближайшие пять лет. Некоторые стройки перенесли, а по некоторым сократили финансирование.
Комментарии читателей (0):