Война США и НАТО против России на Украине уже привела к фактическому банкротству этой страны. Она также ускорит ослабление международной роли США и вызовет долгосрочное ухудшение перспектив глобальной экономики.
Перенапряжение — ключевой риск Америки в 2020-е годы. Из-за роли США в мировой экономике глобальные последствия этого перенапряжения будут крайне негативными, обширными и продолжительными.
Накануне Рождества президент Зеленский выступил на совместном заседании Конгресса, умоляя американских законодателей о дополнительной военной помощи, которая необходима для «окончательной победы». Тем не менее, еще за полгода до этого, его собственное правительство совместно с Европейской комиссией подсчитало, что специальная военная операция России нанесла Украине прямой ущерб, превышающий 97 миллиардов долларов, а восстановление страны может обойтись в 350 миллиардов. Несмотря на то, что международные СМИ всеми силами поддерживали мираж военного триумфа Украины, реальный ВВП страны снизился более чем на 35% в третьем квартале 2022 года, то есть до недавней массированной атаки России на ее инфраструктуру.
Всего год назад Украина под руководством Зеленского еще была способна играть роль моста между Восточной и Западной Европой благодаря своей важной позиции в китайской инициативе «Один пояс, один путь». До начала специальной военной операции Зеленский порой заигрывал с идеей нейтралитета, пока премьер-министр Британии Борис Джонсон не объяснил ему, что это неприемлемо для США и их союзников, целью которых является «ослабление России». В геополитических планах США и НАТО Украине отводилась роль крупной военной базы.
Прямой физический ущерб инфраструктуре возрос до 127 миллиардов долларов уже в сентябре, и это составляет более 60% довоенного ВВП.
Доля населения с доходами ниже национальной черты бедности в Украине может увеличиться более чем в три раза, достигнув почти 60% в 2022 году, с серьезным риском дальнейшего ухудшения.
Только за последние 20 лет глобальная война с терроризмом обошлась США и их партнерам в 8 триллионов долларов и 900 тысяч жизней. Разумеется, ущерб в странах, ставших мишенями, намного выше.
С экономической точки зрения, эти военные расходы, включая помощь Украине, следует рассматривать как многолетнее ложное кейнсианство. В отличие от кейнсианских методов государственного стимулирования, которые могут привести к ускорению роста экономики, пакеты военной помощи в основном приносят пользу лишь Пентагону и крупным военным подрядчикам.
Согласно прогнозам экспертов, по итогам 2022 года государственный федеральный долг составит 98% ВВП.
Бюджетное управление Конгресса прогнозирует, что задолженность в процентах к ВВП начнет расти в 2024 году, превысит свой исторический максимум (107%) в 2031 году и продолжит расти вплоть до 185% в 2052 году. Высокий и растущий долг замедлит экономический рост, увеличит процентные выплаты иностранным держателям долговых бумаг США и повысит риск финансового кризиса.
А поскольку администрация Байдена распространяет свою украинскую доктрину на Тайвань и другие страны, ассигнования на оборону будут расти, способствуя увеличению долга, бюджетного дефицита и процентных ставок.
Фактически, прежняя «нормальность» ушла в историю в результате мирового кризиса 2008 года и последовавших за ним долговых кризисов. В течение последнего десятилетия глобальная экономика ориентировалась на геополитическую повестку, а не на экономические приоритеты. Результаты оказались предсказуемо катастрофическими. Риск рецессии отбрасывает мрачную тень на американскую экономику. Еврозона уже погрузилась в глубокий кризис. Экономика Японии сокращается. Британия переживает самое масштабное падение уровня жизни в истории. Если в сороковые годы война угрожала привести к чрезмерному госдолгу, то сегодня долг чреват войнами, в которых не будет победителей.
Комментарии читателей (0):