Конфликт России и Украины – крупнейшая сухопутная война в Европе с 1945 года. Возник самый серьезный риск ядерной эскалации со времен кубинского ракетного кризиса. Кроме того, был введен самый жестокий режим санкций с 1930-х годов. Стремительный рост цен на продовольствие и энергоносители во многих странах привел к самым высоким темпам инфляции с 1980-х годов и стал самой большой макроэкономической проблемой в современную эпоху центральных банков. В миг начали рушиться сохранявшиеся десятилетиями убеждения: что границы нерушимы, что ядерное оружие никогда не будет использовано, что свет в богатых странах будет всегда и не только.
Три крупнейших потрясения разом спровоцировали этот хаос. Самое масштабное – геополитическое. Конфликт на Украине, а также напряженность в отношениях Америки и Китая бросили вызов регулируемому Америкой послевоенному мировому порядку.
Решимость, с которой Америка и европейские страны отреагировали на действия России в отношении Украины, возможно, оживила идею Запада, в особенности трансатлантического альянса. Однако это увеличило раскол между Западом и остальными государствами. Большинство людей в мире живут в странах, которые не поддерживают западные санкции в отношении России. Господин Си открыто отвергает те ценности, на которых основан порядок западных держав. Экономический раскол между двумя крупнейшими экономиками мира становится реальностью. Китайское вторжение на Тайвань больше не кажется невозможным. Многие другие геополитические установки тоже покрылись трещинами. Например, союз по расчету между Америкой и Саудовской Аравией.
Даже сейчас для многих государств самым непосредственным последствием затянувшегося конфликта стало подорожание продовольствия и удобрений. Готовность России использовать свой экспорт газа в качестве оружия обнажила хроническую зависимость Европы от российских поставок.
Резкий рост цен на энергоносители, в свою очередь, спровоцировал третью кризисную ситуацию – потерю макроэкономической стабильности.
Что будет дальше? Все зависит от того, как будут развиваться события по трем упомянутым фронтам: геополитическому, энергетическому и экономическому, а также как эти потрясения будут друг на друга влиять. В краткосрочной перспективе ответ окажется довольно мрачным. Большая часть мира будет находиться в состоянии рецессии в 2023 году, и в нескольких местах экономическая нестабильность может усугубить геополитические риски. Наиболее серьезные последствия будут заметны в Европе. Несмотря на теплую осень и, как следствие, падение цен на энергоносители, континент столкнется с трудными зимами в 2022/23 и 2023/24 годах. Многие европейские экономики уже находятся на грани рецессии. Повышенные процентные ставки, необходимые для сдерживания инфляции, еще больше сократят потребительские расходы и увеличат безработицу.
Китай – вторая страна, где экономическая нестабильность может усугубить геополитические риски в следующем году. Его экономика входит в 2023 год ослабленной из-за ряда политических ошибок, в частности из-за решимости г-на Си придерживаться своей стратегии «нулевого ковида» и неспособности справиться с масштабным кризисом недвижимости. Ситуацию усугубляет и агрессивная политика Китая в отношении Тайваня.
Парадоксально, но в 2023 году относительная экономическая мощь Америки может оказаться большей проблемой для остального мира, чем ее слабость. ФРС потребуется повышать ставки и дальше, чтобы сдержать инфляцию, что, в свою очередь, укрепит доллар и вынудит другие центральные банки не отставать. Внутри страны опасность заключается в том, что раскол в правительстве и даже небольшой экономический спад спровоцируют нарушения в законодательстве и повысят токсичность политики Вашингтона. В таких условиях поддержка Украины может ослабнуть, а привлекательность перформативной жесткости в отношении Тайваня возрастет. Первое придало бы смелости России, второе привело бы в ярость господина Си.
Комментарии читателей (0):