Строительство, сельское хозяйство и дорожное строительство стали лидирующими отраслями российской экономики в 2022 году, показав рост на фоне общего сокращения ВВП. Данную тему комментирует Telegram-канал «Толкователь».
Сегодня многие говорят об удивлении, которая вызвала российская экономика в 2022 году. Большинство экономистов весной пророчили её спад на 7-10% ВВП (были оценки и до 15% ВВП), но в итоге год закончился на отметке -2-2,5% ВВП. Это меньший спад, чем был в кризис 2015 года (-3,7% ВВП). Отдельная большая тема о феномене устойчивости российской экономики. Только отмечу, что два направления, которые ранее усиленно критиковали патриотическая общественность и системная оппозиция – гражданские управленцы (ЦБ, Минфин, Минэк и т.д.) и частный бизнес – и оказались главными «якорями» стабильности.
Но внутри экономики были три лидирующие отрасли, которые вообще показали большой рост – строительство, сельское хозяйство и дорожное строительство. У всех показатели роста 3-8%. Кратко рассмотрю причины успеха каждой.
Сельское хозяйство и пищевая промышленность. Одна из причин успеха – отрасль первой успела приспособиться к самосанкциям с 2014 года (особенно это касается пищёвки). Второе – разумная господдержка. «Разумная» – государство тут не занималось огосударствлением, а ограничилось льготным кредитованием, лизингом, грантами (в первую очередь для малых фермеров), стимулированием экспорта и т.п.
Третий фактор – это почти на 100% частный бизнес (государство через ВТБ вошло только в экспорт зерна на финальной стадии механизма). Причём частный бизнес очень диверсифицированный, дополняющий друг друга. Это и очень крупный бизнес агро-латифундий, сосредоточенный на базовых и экспортных направлениях (зерно, масличные, сахар, птицеводство). Это и средний бизнес (овощеводство – в т.ч. тепличное, плодоводство, овцеводство). Это и мелкие фермеры и ЛПХ, на которых, например, приходится 50% сбора картофеля, до 70% ягод, до 90% мёда, почти 40% молока и т.д.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Многоукладная частная экономика стимулирует конкуренцию, инвестиции, новые направления и т.п.
То же касается и жилищного строительства, в котором по итогам 2022 года поставлен рекорд – около 100 млн кв. м жилья (предыдущий рекорд был в 2021 году – 92,4 млн кв. м). Из них 60-62% пришлось на индивидуальное жилищное строительство – это аналог малого и индивидуального бизнеса в с/х. Здесь тоже есть гиганты отрасли (ПИК, Самолёт, ЛСР, МР-Групп и т.д.), есть устойчивый средний бизнес и огромная масса малого частного бизнеса в ИЖС.
Государство тоже не стало влезать в стройку, обюрокрачивать её. Ограничилось наличием оператора ДОМ.РФ.
Плюс та самая разумная госпомощь – льготное кредитование (по десятку программ – от обычной льготной ипотеки до семейной, сельской и т.п.), эскроу-счета (механизм, препятствующий теперь появлению «обманутых дольщиков»), более быстрое оформление разрешительных бумаг на строительство и т.п.
Третье – дорожное строительство. Это то самое инфраструктурное направление, о развитии которого долго говорили экономисты. Здесь, наоборот, государство отказалось от пагубного ожидания притока частных денег. Во всём мире инфраструктура почти всегда делается на госденьги. На пять лет на дорожное строительство выделяется 13,2 трлн рублей.
В 2022 году возвели новых дорог и капитально отремонтировали более 1200 км – это на 6% больше, чем в прошлом году. Например, наконец-то стала строиться трасса Москва-Казань (сдано около 120 км), о чём говорили и не могли приступить к ней почти десять лет.
Всего же за пять лет будет приведено в нормативное состояние 85% дорог построено 3,6 тыс. км новых трасс и более 2 тыс. км дорог будет расширено до четырёх полос.
Первый и самый зримый эффект нормализации трасс – это снижение смертности в ДТП. В 2022 году в дорожных авариях погибло около 14 тысяч человек против 17 тысяч в 2019 году, а в сравнении с 2021 годом – меньше на 6-8%. Количество ДТП за это время снизилось со 164 до 130 тысяч.
Комментарии читателей (0):