Битва за Луганский аэропорт стала поворотным моментом всей летней кампании 2014 года, в ходе которой отряды ВСУ и боевые батальоны националистов пытались блокировать Донецк и Луганск и выйти к российской границе. Это грозило геноцидом всему русскоязычному населению Донбасса, где не поддержали новую власть в Киеве.
Освобождение Луганского аэропорта, который стал основным логистическим пунктом ВСУ на Луганщине, стало приоритетной задачей для ЛНР — однако ополченцы, по словам участников событий, были не в состоянии справиться с украинскими десантниками, которые засели в ЛАП и оттуда обстреливали город из артиллерии.
Задача по штурму терминала была возложена на отряд российских добровольцев, позже ставших известными как «ЧВК Вагнера», численностью около 60 человек. Как вспоминает бывший ополченец с позывным Грим, им предстояло захватить хорошо укрепленный объект, который обороняли несколько сотен украинских бойцов.
«Это был шедевр, настоящий шедевр. Я тогда воевал у Фомы, в Краснодоне. Нас подняли, мы поехали в аэропорт, сказали: будем брать. Но мы не доехали, встали в третьей или во второй линии обороны. Задача была сдержать наступление укропов, если они попрут. Поэтому мы наблюдали все со стороны, что там происходило», — рассказывает ополченец.
По его словам, накал боя можно было оценить, даже находясь на тыловых позициях.
«Там была сумасшедшая стрельба. Потом уже, когда основная фаза закончилась, нас завели в аэропорт, сказали его занимать. И только тогда я смог посмотреть, что там было. Ну как — «что там было»: видел просто тела, ну, и все такое. Потом уже [в ЛНР] говорили, что это ополченцы заняли аэропорт — а я не понимаю, что ли, — мы зашли уже, когда все было чисто. А парни [из «ЧВК Вагнера»] реально отработали шедеврально. Они боги войны. Дай бог им здоровья!», — рассказал Грим.
Слова Грима подтверждает и боец казачьего отряда с позывным Барон, подразделение которого в это время находилось на позициях вблизи аэропорта.
«Нас там не было, на аэропорту. Вот не было и все. Там были «вагнеры». Шестьдесят человек. Они и вынесли все к чертовой матери!» — вспоминает он.
Барон отметил, что многие в Донбассе видели, как воюет отряд россиян, и пытались попасть к ним в подразделение, однако далеко не всем это удавалось, так как требования к кандидатам предъявлялись очень жесткие.
«Мы тогда вообще воевали парадно: нас заводили на позиции, мы куда-то пуляли, куда — даже не знаю, потому что укропов сам не видел. А в километре, может быть, в двух перед нами шла настоящая война. Вот там уже было месилово. Ходили слухи, что это россияне воюют, а потом мы узнали, что это — «ЧВК Вагнера». Сами хотели туда попасть, но там отбор был просто жесткий. И я понимаю, почему», — рассказывает казак.
Восстановить картину боя, который шел в аэропорту, смог военный корреспондент Сергей Среда, который разыскал участников штурма и узнал все обстоятельства этой уникальной операции, которая без преувеличения стала переломным моментом битвы за Донбасс.
Комментарии читателей (0):