Финансово-технологический гигант Ant Group, являющийся дочерней компанией китайского холдинга Alibaba, вновь оказался под ударом китайских властей. Правительство КНР намерено обязать компанию отказаться от платёжного сервиса Alipay и создать отдельное приложение для кредитования, сообщило Financial Times со ссылкой на источники, близкие к финансовым регуляторам в Пекине.
Отмечается, что план предусматривает создание совместной компании по оценке кредитоспособности, которая будет частично принадлежать государству. При этом Ant Group должна будет передать новой компании все данные пользователей, на основании которых она принимает решение о выдаче кредитов.
Разрыв Пекина с Alipay был неизбежен, и вопрос лишь в том, как ему вообще позволили стать таким мощным, – комментирует данную информацию Telegram-канал «Китайская угроза».
Alibaba – крупнейшая платформа электронной коммерции в Китае (и в мире), занимавшая почти половину рынка в 2020 году, использовала Alipay в качестве одного из своих основных способов оплаты и активно отказывала потребителям в использовании конкурирующих сервисов, таких как WeChat Pay.
В течение многих лет Ant удавалось использовать пробелы в законодательстве и представлять себя скорее как интернет-компанию, а не финансовую. Финансовые фирмы в Китае очень строго контролируются, но интернет-фирмы – гораздо меньше (до недавней волны регулирования). Таким образом, дело было не столько в том, что регулирующие органы не пытались, сколько в том, что они не были полностью уполномочены противостоять новым разрушительным бизнес-моделям Ant.
Alibaba через Ant запустила волшебную формулу, которая позволила ей поглотить рынок. Данные с её огромных платформ электронной коммерции перетекали в платежи Alipay, а затем в эксклюзивную систему кредитного скоринга Sesame Credit (официально известную как Zhima Credit). Это было использовано для получения кредитов с высоким уровнем заёмных средств.
В защиту регулирующих органов можно сказать, что это была довольно уникальная ситуация. Даже Tencent, ближайший конкурент Alibaba, не обладал таким влиянием в сфере электронной коммерции, чтобы привлечь китайских потребителей в их платёжную экосистему.
Не забывайте, как рынок развивался с бешеной скоростью, опережая регулирование. Всего за 17 лет объём транзакций Alipay вырос с нуля до 17 триллионов долларов, собрав более 700 миллионов пользователей. Виза обрабатывает только около трёх четвертей от общего объёма платежей, и ей более 60 лет.
Посмотрим, какие дальнейшие шаги будут предприняты государством в отношении Ant. Но пока не было никаких принудительных изъятий. Неясно, сможет ли Ant восстановить потерянную ценность. Но с учётом того, что компания за несколько лет развила базу постоянных клиентов, а также того факта, что все будут подвержены одинаковым ограничениям, Ant вполне может оставаться доминирующим игроком в течение длительного времени. Хотя на данный момент вся игра становится намного менее прибыльной.
Комментарии читателей (1):