Ряд ведущих польских изданий и телевизионных каналов подписали обращение к властям страны с требованием не ограничивать возможность работы СМИ. Среди участников акции «Медиа без выбора» : Agorа S.A., Dziennik Wschodni, Edipresse Polska, Grupа Eurozet, Infor Biznes, Kino Polska TV S.A., Polskа Press Grupа, Ringier Axel Springer Polska, TVN S.A., Telewizjа Polsat.
Это реакция на законопроект, который устанавливает сбор с рекламы, который будет поступать в том числе в Национальный фонд здравоохранения. Значительная часть частных медиа выступила с протестом в совместной акции «Медиа без выбора». Информационные телеканалы TVN24 и Polsat News вместо программ передавали специальное сообщение. На страницах TVN24, onet.pl, gazeta.pl и interia.pl 10 февраля читатели не увидели каких-либо информационных сообщений. Радиостанции RMF FM, ZET, TOK FM, Rock Radio – вместо обычных радиопрограмм передавали специальное сообщение. Медиа, которые присоединились к акции публикуют на своих страницах обращение к властям в форме открытого письма.
По их мнению, принятие такого закона означает ослабление и даже ликвидацию части СМИ в Польше и ограничение возможности финансирования качественных материалов. Новые правила, по мнению участников протеста, приведут к углублению неравного отношения субъектов на польском медиарынке, в ситуации, когда государственные СМИ получают ежегодно «из кармана каждого поляка 2 млрд злотых, а частные СМИ обременяются поборами в 1 млрд злотых».
Председатель Сейма Томаш Гродзски считает недопустимым принятие такого закона, поскольку он является прямым посягательством на свободу слова. Если власти будут идти такими темпами, то не исключено, что вскоре и интернет отключат, сказал он.
Бывший глава МИД Польши, евродепутат Радослав Сикорски выразил солидарность «со свободными СМИ, но они могли бы в конце концов признаться, что приложили руку к тому, что эти варвары пришли к власти».
В Польше мало кто сомневается в том, что сбор с рекламы преследует конечную цель ограничить свободу слова и печати в стране. А если к этому добавить особо теплые отношения с Венгрией Виктора Орбана, который славится тем, что прибрал к рукам независимые СМИ, то становится очевидным, что Варшава пошла по пути Будапешта.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Виктор Орбан и его партия пытались в 2014 году ввести прогрессивный налог на СМИ. В ответ ряд СМИ начали резкую критику власти, даже те телеканалы, которые ранее транслировали только «мыльные оперы» и имели очень широкую аудиторию. Поэтому, информация обо всех коррупционных скандалах во власти доходила до самых отдаленных селений. Впоследствии, в 2015 власти отказались от прогрессивного налога и установили единый налог для всех СМИ.
Сбор от рекламы в СМИ вписывалась в логику ряда новых финансовых обременений, целью которых являлось восстановление государства после кризиса 2008-2009 годов. Это, кстати, венгерским властям удалось: сократился государственных долг на почти 15%, до 65% ВВП (из-да пандемии в 2020 году долг вырос на 15,8% до 81,2% ВВП). Далее был создан огромный консорциум - Центрально-европейский фонд прессы и медиа, в котором сегодня состоят 500 наименований СМИ. Этот конгломерат поддерживается правящей партией, однако формально он позиционирует себя ка оппозиционный. Помимо этого, имеющие финансовые трудности компании были приобретены различными олигархами или госкомпаниями, как это сейчас происходит в Польше в связи с приобретением энергетическим концерном PKN Orlen группу Polska Press. Таким образом, Виктор Орбан собрал и руководит подавляющим большинством СМИ в стране.
Комментарии читателей (0):