Айя-София или Собор Святой Софии в Стамбуле важная святыня не только для православных, но и для католиков. Не стоит забывать, что построена она была в то время, когда христианство еще не было разделено. Об этом в эфире радиопередачи заявил известный польский историк Анджей Граевски. Историк напомнил, что в Соборе есть прекрасные фрески, которые являются основой иконографии, содержат код христианской иконографии. Самый важный вопрос. По мнению историка, заключается в том, что же станет с этими фресками, с мозаикой, будут ли они заново замурованы, заштукатурены.
«Это очень печальный день для католическо-мусульманских отношений, потому что второй раз у нас обирают святыню. Власти Турции уверяют, что никто не будет запрещать вход в Собор, и я тоже думаю, что запрещать не будут. Напротив Святой Софии есть прекрасная Голубая мечеть, и туда можно тоже спокойно войти. Но если мозаика будет снова закрыта, то тогда уже действия властей будут расценены как покушение на мировое наследие, находящееся под опекой ЮНЕСКО… Может сейчас они не скроют фрески, но позже это может произойти. Раз войдут туда, то попытаются скрыть», - говорит профессор в офире Radioem.
Историк считает, что решением вернуть Айя-Софии статус мечети – это символический политический акт. Это венец процессов возвращения к фундаментализму, который уже довольно длительное время наблюдается в Турции.
Граевски отметил, что политическая ситуация в Турции долгое время была довольно-таки парадоксальной, но именно эта ситуация вела страну к Западу. Он пояснил, что Мустафа Кемаль Ататюрк, отец светской Турецкой Республики поставил на страже разделения религии и государства армию, а как только армия была отстранена от своих прежних функций, Турция Эрдогана снова пошла по пути фундаментализма. Анджей Граевски обращает внимание на тот факт, что решение президента Эрдогана было принято в обществе довольно-таки позитивно.
«Даже оппозиция не против. То есть этом вопросе среди политиков есть определенный консенсус. Даже мэр Стамбула, избранный оппозицией главный конкурент Эрдогана тоже поддержал его», - отметил он.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
При этом историк напомнил, что представители христианского духовенства все это время не нарушали нейтральный статус Собора.
«Это очень нехорошая ситуация, особенно, когда в Европу идут сотни тысяч мусульманских беженцев , которые требуют построить для них мечети в местах, где этих святынь никогда не было. Еще несколько лет назад, до визита Папы Римского Бенедикта в Стамбул прозвучало предложение, чтобы в Святой Софии одновременно проходили и мусульманские и христианские богослужения, но к сожалению все пошло по другому пути, по пути реконкисты и это очень печально. Потому что мы теряем гениальную святыню, красота которой просто невообразима. Базилик святого Петра Ватикане тоже имеет свою красоту, но не имеет и части того монументальности, той глубокой закоренелости в первобытной вере. Это наиболее гениальное строение, сакральное строение. Оно прекрасно снаружи. А еще больше захватывает дух, когда входишь внутрь. Тема Святой Софии останется кровоточащей раной. Это удар нанесенный христианскому миру, Православной церкви, Армянской Апостольской Церкви. Мы больше говорим о православии, но эта святыня важна и для армян», - заявил историк.
Комментарии читателей (0):