О том, что Евросоюз как объединение проявил свою полную неэффективность перед лицом эпидемии коронавируса, не говорит только ленивый. Действительно, на закрытие внутренних границ между странами-членами Еврокомиссия смогла ответить только одним – предложением о закрытии границ внешних, что и было сделано, пишет Александр Ивахник в ТГ-канале "Bunin & Co".
Финансовая помощь из бюджета ЕС в размере 37 млрд евро, обещанная Еврокомиссией для смягчения экономических последствий эпидемии, совершенно бледнеет на фоне широкомасштабных финансовых пакетов в сотни миллиардов, выделяемых правительствами крупнейших европейских стран. И уж, конечно, Брюссель не имеет никакого отношения к главному средству борьбы с дальнейшим распространением вируса – введению жестких карантинных мер. Во-первых, у наднациональной структуры нет и не может быть таких полномочий, а во-вторых, граждане не всегда соблюдают соответствующие решения собственных правительств, что уж говорить, если бы такие указания давала далекая брюссельская бюрократия.
Но вообще-то полезно вспомнить, что институты Евросоюза с огромным трудом и не слишком успешно пытались решать и предыдущие вызовы: долговой кризис еврозоны в начале десятых годов и миграционный кризис после 2015 года. Тогда тоже наблюдался явный дефицит солидарности и способности быстро находить совместные решения.
Сейчас в Европе рассуждают о причинах низкой эффективности союза в кризисных ситуациях. Один из выдвигаемых тезисов состоит в том, что институты ЕС слишком заточены на исполнение ранее принятых правил и нормативов. Такой подход оправдывает себя в условиях нормальности. Но когда случаются крупные непредсказуемые события, привязанность к правилам сужает кругозор и ограничивает необходимую в чрезвычайных условиях свободу и быстроту действий. Поэтому ЕС в будущем должен целенаправленно преодолевать избыточную жесткость структур и процедур и развивать в своих институтах способность оперативно принимать нестандартные решения.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Отчасти это уже происходит. Еврокомиссия приняла решение приостановить строгие правила ЕС по ограничению дефицита госбюджетов (3% от ВВП) в странах-членах, что позволяет правительствам выделять необходимые средства по статье «чрезвычайные расходы». Кроме того, ЕК смягчила действующие в рамках единого рынка ЕС общие ограничения на прямую финансовую господдержку секторов экономики и отдельных предприятий. Поскольку уже сейчас ясно, что даже в случае сравнительно быстрого затухания эпидемии в Европе коронавирус принес странам союза тяжелейший экономический стресс, то институтам ЕС придется и дальше проявлять невиданную прежде неортодоксальность и готовность адаптироваться.
Ранее на сайте ИА REX: Далёкий коммунистический Китай оказался Италии ближе, чем демократические соседи
Комментарии читателей (0):