Фактическое признание Элладской православной церковью Православной церкви Украины (которой в прошлом году автокефалию предоставил Константинополь) ставит Русскую православную церковь перед трудным выбором. Тем более, что через несколько дней ожидается и завершение процесса признания – когда элладский архиепископ Иероним помянет на литургии украинского митрополита Епифания, сообщает ТГ-канал "Bunin & Co".
1. Можно разорвать каноническое общение с Элладой. Но надо понимать, что велика вероятность того, что в среднесрочной перспективе за ней могут последовать и другие церкви, возглавляемые греками - Александрийский, и даже Иерусалимский патриархаты.
А там могут подтянуться и румыны – ПЦУ уже создала в своем составе румыноязычный викариат, выполнив их настоятельное пожелание.
Если распространять прецедент с Константинополем на всех, то можно постепенно оказаться в изоляции. Предлагаемое в виде альтернативы установление контактов с мелкими греческими неканоническими группами («старостильниками») выглядит весьма легкомысленным, учитывая внутреннюю конфликтность этих структур. Русская православная церковь за границей пыталась с ними сотрудничать – и была разочарована.
2. Можно ограничиться менее жесткими мерами - например, отказом от сослужения с иерархами, поддерживающими ПЦУ. Тем более, что несколько элладских консервативных митрополитов высказались против этого.
Но в таком случае будут разочарованы наиболее верные украинские сторонники РПЦ, выступающие за жесткий подход ко всем, кто признает ПЦУ. Да и в самой России консерваторы тоже будут недовольны такой мягкостью, считая, что она может способствовать дальнейшему признанию ПЦУ.
Так что оптимального ответа не видно. Но «менее жесткий» вариант все же выглядит менее рискованным.
Алексей Макаркин
Комментарии читателей (15):
А вот о том, сколько золота и брюликов в облачении архиереев ЛЮБОЙ православной церкви - это любимая тема обсуждения у тех, кто вообще к жизни церкви никакого отношения не имеет, поскольку либо вообще неверующий, либо просто формально верующий, просто по названию - когда-то покрестился и ходит в храм, в лучшем случае, 2 раза в год, на Пасху и на Рождество, а то, может быть, и вообще церковь не посещает. ПОТОМУ ЧТО НЕ МОЖЕТ СМОТРЕТЬ, КАК, типа, ЭТИ ПОПЫ ЖИРУЮТ, типа, ЗАСЧЁТ ПРОСТОГО НАРОДА!
Ну, какгрица, песня старая, как мир - мы не рабы, рабы не мы!
Самый радикальный ответ.
Греки впали в «варфоломееву ересь», надо не только евхаристическое общение прерывать, а сразу предавать всех раскольников анафеме, как Денисенко. Начинать с стамбульского лукавого, который на фото изображён. Продолжить афинским архиепископом (а что Афины не патриархия, а просто епархия Стамбула?), если кто желает присоединиться, нечистый попутал, нельзя спокойно на это взирать. Православие=ортодоксия, либерализм с православной верой несовместим, примерно как нацизм с коммунизмом, война неизбежна.
Не надо антимонии разводить. Только по существу и только по заслугам: попутал бес: жёсткая реакция. В частности, все отношения-поездки-паломничества верующих с Афоном прекратить и запретить. И поглядеть, что в ЭЦ начнётся.
Мухи - отдельно, котлеты - отдельно!