Новые ледоколы должны помочь России решить не только экономические проблемы, но и чисто военную, которой уже больше ста лет. Об этом пишет инженер-кораблестроитель Александр Шишкин в опубликованной газетой «Взгляд» статье «Новейшие ледоколы решат вековую проблему российского Военно-морского флота».
Месяц назад спущен на воду атомный ледокол «Урал», достраиваются «Арктика» и «Сибирь», планируется постройка еще двух судов того же проекта мощностью на винтах 60 МВт. Начало эксплуатации первых двух ЛК-60Я на Северном морском пути намечено уже на будущий год, и это далеко не всё. Россия переживает настоящий бум атомного ледоколостроения, пишет Шишкин.
Мощные ледоколы необходимы для дальнейшего освоения Арктики, для обеспечения доминирования России в Заполярье на долгие годы вперед, чтобы сделать Севморпуть одной из главных судоходных артерий мира.
Оборонное измерение также актуализировалось: в августе-октябре 2018-го состоялся 7-й арктический поход отряда кораблей и судов Северного флота. Он отличался от шести предыдущих тем, что Северный морской путь был пройден от начала до конца. И это был не обычный межфлотский переход в один конец к новому месту службы, а первый в истории настоящий межтеатровый маневр силами (МТМС) между атлантическим и тихоокеанским театрами военных действий (ТВД) по Севморпути, совершенный туда и обратно за одну навигацию.
Межтеатровый манёвр по Севморпути от Североморска до Владивостока и наоборот занимает около 6000 миль, при средней скорости в 12 узлов переход займет ровно три недели, при 12 узлах на СМП во льдах и 18 узлах на чистой воде – две с половиной недели. Переход через Суэцкий канал в два с лишним раза длиннее - 12800 миль, или полтора месяца на 12 узлах, отметил автор.
Главный недостаток Севморпути – в лучшем случае пятимесячная навигация (с июля по ноябрь) по ледопроходимости как имеющихся ледоколов, так и перспективных пр. 22220 (ЛК-60Я) в восточном районе Арктики. Проблему составляет непостоянство сроков начала и окончания навигации из-за межгодовой изменяемости ледового покрова, обратил внимание Шишкин.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Выходом стало строительство для Росатомфлота трёх атомных ледоколов проекта «Лидер» небывалого водоизмещения (71 400 т), мощности на винтах (120 МВт) и ледопроходимости (4,3 м на двух узлах). Новый корабль предназначен для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом более 100 000 т и шириной более 50 м на всем протяжении Севморпути, с экономически эффективной скоростью около 15 узлов во льдах толщиной до двух метров.
Без «Лидеров» говорить о конкурентоспособности СМП не имеет смысла, уверен Шишкин. Эти же атомоходы снимают проблему географической разобщенности сил ВМФ РФ между несколькими морскими театрами.
«Иначе говоря, в случае необходимости Северный флот ВМФ РФ сможет очень быстро, по морским меркам, помочь Тихоокеанскому – и наоборот, - констатировал Шишкин. - Ну и кроме того, сама возможность подобного маневра позволяет уменьшить боевой состав обоих крупнейших флотов России – ведь каждый из них, если что, будет способен прийти другому на выручку. Уже это – огромная экономия государственных средств».
Автор отметил: «Закладка головного «Лидера» планируется на ССК «Звезда» в 2020 году. И если всё пойдет как надо, к концу 2020-х ВМФ России будет способен на быстрый межтеатровый маневр силами флота через Арктику, которого ждал 130 лет».
Комментарии читателей (0):