Найденный в начале апреля в Бобруйске во время углубления дна Березины древний шлем X-XI веков не тянет на сенсацию, а политизация находки свидетельствует о непрофессионализме белорусского историка Игоря Марзалюка. К такому выводу пришли белорусские и украинские историки, комментирующие шумную кампанию в государственной прессе Белоруссии.
Обслуживающий власти могилёвский историк Игорь Марзалюк, недавно в лучших традициях 1930-х слёзно рукоплескавший во время выступления Александра Лукашенко, приписал найденный шлем сыну легендарного князя Владимира – Изяславу, рождённому от полоцкой княжны Рогнеды.
«На сегодня известно по всей земле 20 таких артефактов, это 20-й такого типа. Только 20. Находки таких шлемов есть в Польше, на территории Украины, два фрагмента в Новгороде, что-то в Скандинавии. Наш 20-й, юбилейный. Самый лучший по качеству сохранения. Как правило, это княжеские шлемы, поэтому они редкие. Такой шлем носил только военачальник. Только монарх, который возглавлял дружину», - рассказал Игорь Марзалюк в апрельском интервью изданию «Спутник», комментируя находку.
Он также сообщил, что владельцем такого шлема мог быть только один человек: "Рогволод убит в Полоцке. Значит, не ему. Владимир Святославович, Креститель Руси, похоронен в Киеве, 1015 год, не ему. Брачислав и Всеслав Чародей тоже отпадают. Брачислав, скорее всего, похоронен был в Полоцке в одном из храмов, а Всеслав, скорее всего, в Киево-Печерской Лавре. Остается только Изяслав. Изяслав – сын Владимира и Рогнеды".
"Авторитетно могу заявить: Беларусь на сегодняшний день имеет самый древний символ государственности и власти. Изяслав, если говорить словами нынешней Конституции, был руководителем Полоцкого государства. Это круче, чем шапка Мономаха. Ведь шапка Мономаха, которая хранится в России, это шапка хана-узбека, подаренная одному из московских князей. Это XV век. А у нас конец X-начало XI. Вот и все", – сообщил Марзалюк.
Его заявления сразу же удостоились едких комментариев профессиональных историков в социальных сетях. Открыто выступить против создателя очередного мифа никто из белорусских историков не решился, что объясняется, видимо, близостью Марзалюка к политическому руководству Белоруссии.
Зато не пожалели сарказма комментаторы в соцсетях и анонимные авторы Телеграм-каналов. Например, популярный канал «Восточное притворство» так прокомментировал генезис очередного мифа:
«Вроде бы не 1 апреля, но в Бобруйске нашли шлем ̶А̶л̶е̶к̶с̶а̶н̶д̶р̶а̶ ̶М̶а̶к̶е̶д̶о̶н̶с̶к̶о̶г̶о̶ полоцкого князя Изяслава, сына Владимира Святославовича и княжны Рогнеды. Шлем обнаружили в начале апреля абсолютно "случайно" (якобы чудом не задели ковшом экскаватора, который убирал глину), когда сотрудники местного предприятия углубляли дно реки Березины (той самой, на переправе через которую, русские наваляли Наполеону).
Казалось бы - просто древний шлем, но, о том, что это не просто шлем X—XI века (которых в мире 19 штук), а шлем именно князя Изяслава рассказал любимый историк Лукашенко, депутат Игорь Марзалюк: «Совершенно недавно в городе Бобруйске при земляных работах мы обрели реальный знак той великой суверенной власти — скорее всего (!), мы нашли шлем Изяслава Полоцкого». Ощутите масштаб: "Великой Суверенной Власти"! Не какая-то там часть Киевской Руси, а СУВЕРЕННАЯ держава!
Нет, ну реально, до протобелорусов и изобретения ими колеса осталось недолго, у Марзалюка всё впереди!».
Со временем «сенсация» дошла до украинских соседей, которым репрессивные замашки подчинённых Лукашенко не страшны. Киевский историк, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории Центральной и Восточной Европы Киевского национального университета Артем Папакин так прокомментировал ситуацию, созданную белорусскими пропагандистами вокруг бобруйского шлема:
«Вот так создаются мифы. Великолепной сохранности шлем типа «Черная Могила», найденный в Березине у Бобруйска — единственная находка такого типа на территории Беларуси — «ловким движением руки» превратилась в шлем Изяслава Владимировича и одновременно в символ белорусской государственности. Вместе озвучили неправильное количество шлемов этого типа (уже известно более 40 целых и фрагментов), неуместно сравнили с «шапкой Мономаха» и приписали изготовления изделия скандинавам.
Дело уникальное для Беларуси, но не сенсационное — ни о какой привязке к историческим фигурам речи быть не может. Эти шлемы вместе с арабским серебром и другими вещами восточного происхождения распространялись в Х в. во многих регионах военно-торговой активности восточных викингов: в Новгороде, Среднем Поднепровье, Пруссии и Великой Польше. Сам бобруйский шлем следует рассматривать в контексте таких находок, как Брилевское сокровище, место его находки указывает не на центр княжеской власти, а на торговый и военный путь из Днепра до Балтики.
Но конечно есть и позитив: находкой удалось заинтересовать власть, обещают дальнейшие раскопки в районе находки, а сам шлем сохранен для исследования».
Комментарии читателей (0):