Пекину не страшны угрозы Белого дома в торговой войне при наличии в китайских руках астрономического госдолга Вашингтона и огромного ежегодного профицита во взаимной торговле. Об этом пишет Олег Щукин в опубликованной РИА ФАН статье «Китай превратил трежерис США на триллион долларов в защиту от Трампа».
Автор напомнил, как в самый разгар мирового финансового кризиса в 2009 году Китай прокредитовал Америку на 257,3 млрд долл., или на 86% всего своего официального внешнеторгового профицита и, соответственно, на 180% профицита в двусторонней торговле. В 2011 году китайцы одолжили янки рекордные 276,6 млрд долл. – то есть 173% суммарного профицита и 93,6% профицита двусторонней торговли.
«КНР в течение 2009—2011 годов одалживала Соединенным Штатам практически все, что зарабатывала, — 667 млрд долларов! То есть три кризисных года поставляла свои товары в Америку почти даром. И не потому, что это было выгодно с экономической и финансовой позиции, нет. Видимо, таким было решение политического руководства Пекина, такими были его договоренности с американской верхушкой в первый срок президентства Барака Обамы», - отметил Щукин.
В апреле 2019 года, во время развязанной Дональдом Трампом торговой войны с Китаем, Пекин продал трежерис США на почти 20 млрд долл., что вызвало закономерный вопрос о выходе Поднебесной из пула крупнейших кредиторов Вашингтона.
«Понимаете, что происходило? КНР в течение 2009—2011 годов одалживала Соединенным Штатам практически все, что зарабатывала, — 667 млрд долларов! То есть три кризисных года поставляла свои товары в Америку почти даром. И не потому, что это было выгодно с экономической и финансовой позиции, нет. Видимо, таким было решение политического руководства Пекина, такими были его договоренности с американской верхушкой в первый срок президентства Барака Обамы», - констатировал автор.
Он также обратил внимание на противоположную тенденцию: в 2012 году китайские вложения в американские госдолг составили всего лишь 1,1 млрд долларов - их сумма сократилась более чем в 250 раз при профиците двусторонней торговли для Китая на 325,1 млрд долларов. С тех пор такое соотношение стало нормой: китайцы в американский внешний госдолг с 2012 года (восьмой год подряд) не вкладывают почти ничего, а с 2014 года, когда этот показатель достиг пика в 1272,9 млрд долларов, неспешно распродают трежерис.
По мнению аналитика, внутриполитические моменты можно исключить сразу и остаётся два варианта: или условия договоренностей между Пекином и Вашингтоном были такими изначально или Вашингтон перестал выполнять какие-то взятые на себя в рамках этих договоренностей обязательства.
«Не исключено, что своего рода «точкой бифуркации» стала ситуация в Ливии, где после свержения и убийства Муаммара Каддафи КНР потеряла активы и контракты на общую сумму свыше 50 млрд долл. Определенную роль, видимо, сыграли также попытки «болотной оппозиции» в России не допустить выдвижения Владимира Путина на президентские выборы 2012 года. Добавим к этому постоянные запреты и ограничения на деятельность китайских компаний на территории США — и картина в значительной мере прояснится», - напомнил Щукин.
Китай уже более семи лет торгует с Америкой «для себя», получив за это время нарастающим итогом больше 2 трлн долларов и тем самым вызывая растущее раздражение Вашингтона. Что и привело к торговой войне между США и КНР.
По мнению автора, даже если Трамп реализует все свои угрозы, повысив импортные пошлины на все товары с маркой made in China до 50% и «сняв» с китайского профицита в двусторонней торговле 200 млрд долларов ежегодно, КНР «в минус» при этом не уйдет. Для Пекина главная проблема заключается в конвертации американских долларовых долгов в реальные активы, а для Вашингтона — как по-прежнему получать реальные блага за свои бумажные «баксы» и привязанные к ним финансовые инструменты.
«Что касается 1,1 трлн долларов трежерис, остающихся сегодня в руках Китая, — конечно, «сливать» их просто так никто не будет. Это — фактор сдерживания не хуже ядерных баллистических ракет, особенно если те имеются в наличии. Так сказать, щит и меч суверенитета. Россия, например, от защитного варианта отказалась только потому, что сегодня меч в ее руках лучше всякого щита», - резюмировал автор.
Комментарии читателей (1):