Уровень ежегодной поддержки Белоруссии со стороны России в декабрьском интервью посол России Михаил Бабич оценил в $4-4.5 млрд, а в мартовском - уже в $5-6 млрд. Директор исследовательского центра EAST Андрей Елисеев в публикации на сайте reform.by провёл калькуляцию объёма дотаций Белоруссии постатейно.
1. Беспошлинные поставки российской нефти в 2018 году составили 18 млн тонн. Среднегодовая пошлина за экспорт сырой нефти в прошлом году составила 128 долл. за тонну. Итого, 18 млн * 128 = 2,2 млрд долл. Беспошлинные поставки нефти обеспечило соглашение 9 декабря 2010 года и, как отметил Елисеев, «за это нефтяное соглашение Лукашенко продал участие Беларуси во втором этапе евразийской интеграции (ЕЭП)».
2. Доходы от схемы «перетаможки» 6 млн тонн нефти суммарно составили для Белоруссии в 2018 году около 850 млн долл. с учётом доплаты из-за подорожания нефти.
«Эти доходы перечисляются в бюджет Беларуси в виде безвозмездных поступлений от России, то есть де-факто прямых субсидий. При этом документальная часть межправительственного соглашения, регулирующая схему «перетаможки», не является публичной, - отметил Елисеев. - В бюджете Беларуси на 2019 год графа «Безвозмездные поступления от иностранных государств» составляет 1,7 млрд рублей, большая часть из них (около 1,2 млрд рублей, то есть около 500 млн долл.) приходится именно на прогнозируемые выгоды от схемы «перетаможки». Это 5% от доходной части бюджета-2019 (23.7 млрд рублей). Примерно такую сумму составят расходы на национальную оборону в 2019 году».
Схема «перетаможки» регулируется соглашением 13 апреля 2017 года, через которую Александр Лукашенко и Владимир Путин разрешили газовый конфликт 2016-2017 годов, когда Белоруссия задолжала России большую сумму за газ, уплачивая с начала 2016 года по меньшим тарифам, чем было предусмотрено контрактом — 107 долл за 1000 кубометров вместо 132 долл.
3. Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты пополнили казну Белоруссии, по данным белорусского Минфина, за 2018 год на 2,044 млрд белорусских рублей или около 970 млн долл. Правовую основу составили соглашения мая и октября 2014 года.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«В связи с падением мировых цен на нефть сумма оставляемых Беларуси экспортных пошлин из года в год составляла меньше 1,5 млрд долл. Фактически эти выгоды были выторгованы Лукашенко в обмен за вступление Беларуси в третью фазу евразийской интеграции — ЕАЭС», - отметил директор исследовательского центра EAST.
4. Реэкспорт российских нефтепродуктов позволил получить официальному Минску выпавшую из российского бюджета сумму в 200 млн долл. Эта схема есть ни что иное, как «скрытая форма поддержки Россией внутреннего рынка Беларуси, существовавшая до ноября 2018 года». В 2018 году Белоруссия импортировала 2,7 млн тонн российских нефтепродуктов.
В 2017-2018 годах Белоруссия закупала более дешевые российские нефтепродукты, а свои вывозила на экспорт, зачисляя экспортные пошлины в свой бюджет. Россия настояла на прекращении этой схемы с ноября 2018 года, что было оформлено протоколом от 10 октября 2018 года. Документ запрещает поставки в Белоруссию ряда нефтепродуктов (автомобильный бензин, дизельное топливо, мазут, сжиженный углеводородный газ и др.) свыше необходимых местной промышленности объемов.
«Подписание протокола было увязано с получением Минском подвисшего с конца 2017 года транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). Через два дня после подписания соглашения кредит ЕФСР в размере 200 млн долл был получен Беларусью», - напомнил Елисеев.
Итоги нефтяной калькуляции за 2018 год, судя по цифрам посла России в Белоруссии Михаила Бабича, составили: 2.2 млрд + 850 млн + 970 млн + 200 млн = 4,22 млрд долл.
«Причем беспошлинные поставки нефти и зачисление вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты (пункты 1 и 3) регулируются межправительственными соглашениями и с правовой точки зрения субсидированием не являются, - отметил Елисеев. - Они были обеспечены Кремлём Беларуси взамен на решения Лукашенко в своих политических интересах (финансовая поддержка без проведения экономических реформ) вовлекать страну во все более глубокую интеграцию с Россией».
«Реэкспорт российских нефтепродуктов (пункт 4) до подписания протокола в конце 2018 года осуществлялся легально, - считает белорусский аналитик. - Со схемой «перетаможки» (пункт 2) ситуация иная: доходы от нее идут в бюджет Беларуси именно как безвозмездные поступления от иностранных государств, то есть де-юре являются прямыми субсидиями. Схема «перетаможки» не была увязана с углублением евразийской интеграции напрямую, но была использована для разрешения газового спора 2016-2017 годов. Продление этой схемы на 2020-ый год сомнительно, но выгодная для Беларуси ее модификация теоретически возможна в случае кардинального разрешения странами конфликтной ситуации, что пока маловероятно».
Сумма в $5-6 млрд в мартовском интервью Бабича появилась, по предположению Елисеева, в связи с учётом вдобавок к нефтяным расчетам также различных схем реэкспорта (западной и украинской продукции в Россию, и наоборот) плюс цены на газ для Белоруссии, в которой «также заложена некоторая политическая скидка».
«Условно говоря, в случае стоимости 1000 кубометров газа в размере 165 долл вместо 132 долл, покупка более 20 млн кубометров газа в 2018 году обошлась бы примерно на 660 млн долл больше. Впрочем, Минск настаивает, что и существующая цена завышена и должна составлять не более 107 долларов, а то и меньше», - обратил внимание директор исследовательского центра EAST.
Комментарии читателей (1):