В дискуссиях о Грузии обычно самой собой подразумевается, что эта страна выступает наиболее последовательным союзником США и проводником интересов Вашингтона в регионе. Между тем, данная схема не столь проста. В апреле исполнился год с того момента, как у США нет посла в Тбилиси. После того, как полномочия Яна Келли истекли, в Грузии американский дипломатический корпус работает под руководством только глав дипмиссии. Сначала это была Элизабет Руди, а потом ее сменил Рос Уилсон, чьи полномочия в скором времени должны завершиться.
Все это активизировало дискуссию о «посольской проблеме» в отношениях между стратегическими союзниками. Официальные представители Вашингтона и Тбилиси воздерживаются от жестких комментариев, предпочитая политически корректные формулировки. Но в экспертной среде (и американской, и грузинской) доминирует точка зрения, что причина в кандидатуре нового посла. США хотели бы видеть в Тбилиси Бриджит Бринк. Она хорошо знакома с Кавказом и даже имела опыт работы в американском посольстве в Грузии.
Однако в ней видят фигуру, тесно связанную с экс-президентом Михаилом Саакашвили и настроенную по отношению к нему комплементарно. Учитывая важность отношений с Вашингтоном, нынешнее руководство Грузии, для которого Саакашвили - преступник, а не политик и оппонент правительственному курсу, не хотело бы получить дополнительного лоббиста для бывшего главы государства в лице посла США. Но и Штаты не тот игрок, который готов с ходу менять свои планы под воздействием внешних сил.
Не исключено, что риторика Вашингтона была бы более жесткой, и американские дипломаты не выбирали бы выражений для оценки правительства «Грузинской мечты» и стоящего за ним Бидзины Иваниншвили. Но «мечтатели», несмотря на резкое неприятие Саакашвили, во внешней политике во многом продолжают его курс. Только без излишних эмоций, эпатажа и нагнетания антироссийской истерии.
Тем не менее, именно это правительство получило «усиленный пакет» от НАТО, безвиз от ЕС, подписало Ассоциацию с Евросоюзом и наращивает контакты с США, включая и военную сферу. Однако мы видим, что все это не мешает устанавливать «красные линии» в отношениях даже со стратегическим союзником. Кстати, тот же Саакашвили вел себя сходим образом в истории с введением ЧП и силовыми действиями в отношении оппозиции в 2007 году, а также в вопросе о признании Косова.
Тбилиси до сих пор не сделал этого, ставя принцип территориальной целостности страны выше солидарности с Западом по Балканам. И поэтому не исключено, что при разрешении «посольского кризиса» США предпочтут некоторые уступки. Скорее всего, не так явно и демонстративно, с «сохранением лица». Смысла нагнетать ситуацию, когда никакого «евразийского поворота» официальный Тбилиси не демонстрирует, нет, отмечает ТГ-канал "Bunin & Co".
Комментарии читателей (0):