RAND Corporation опубликовала доклад под интригующим названием «Россия — изгой, а не соперник; Китай — соперник, а не изгой». С учетом специализации корпорации RAND на долгосрочных целях и глобальной стратегии США данное исследование представляет большой интерес. Приводим выжимку из данного доклада в редакции ее авторов с минимальными правками.
«Россия — изгой, а не соперник; Китай — соперник, а не изгой. Разные задачи, Разные ответы».
В докладе ставится два основных вопроса: Как Россия и Китай бросают вызов национальной безопасности США и глобальному влиянию? Как Соединенные Штаты могут решить эти проблемы?
По мнению RAND, Россия и Китай представляют собой явные вызовы национальной безопасности США.
Россия не является равным или близким конкурентом, а скорее хорошо вооруженным государством-изгоем, которое стремится подорвать международный порядок, в котором она не может надеяться на доминирование. В отличие от России, Китай является равноправным конкурентом, который хочет сформировать международный порядок, в котором он может стремиться доминировать.
Обе страны стремятся изменить статус-кво, но только Россия напала на соседние государства, аннексировала завоеванную территорию и поддержала повстанческие силы, стремящиеся отколоть еще больше территории. Россия убивает своих противников внутри страны и за рубежом, вмешивается в выборы за рубежом, подрывает иностранные демократии и работает над подрывом европейских и Атлантических институтов. Напротив, растущее влияние Китая основано в основном на более позитивных мерах: торговле, инвестициях и помощи в целях развития. Эти атрибуты делают Китай менее непосредственной угрозой, но гораздо более долгосрочным вызовом.
В военной сфере Россию можно сдержать, но Китай-нет. Его военное превосходство в Восточной Азии будет со временем возрастать, вынуждая Соединенные Штаты брать на себя большие расходы и риски только для обеспечения существующих обязательств.
Основной тезис доклада следующий: «Но именно в геоэкономике, а не в геополитике разыгрывается борьба за мировое лидерство. Именно в области геоэкономики баланс глобального влияния между Соединенными Штатами и Китаем начал смещаться в пользу Китая».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 12.08.19 Народный банк Китая заявил о готовности выпустить криптовалюту
- 09.08.19 Huawei представила свою операционную систему HarmonyOS
- 30.07.19 Сопряжение инициативы «Пояс и путь» с ЕАЭС повысило уровень сотрудничества
- 23.07.19 МИД Китая выразил протест США из-за санкций в отношении компаний – партнеров Ирана
Корпорация RAND считает, что Китай представляет большую геоэкономическую проблему для Соединенных Штатов, чем Россия. Далее приводятся доводы в пользу этого положения доклада.
ВВП Китая на душу населения приближается к российскому, его население в восемь раз превышает российское, а темпы роста - в три раза. С 2017 года экономика Китая стала второй по величине в мире, уступая только США. Россия была 11-й.
Военные расходы России ниже, чем у Китая, и этот разрыв, вероятно, будет расти. Россия гораздо меньше в экономическом отношении, имеет более плохие экономические перспективы и для нее менее вероятно резко увеличить свою военную мощь в долгосрочной перспективе.
В отношении России в докладе делается вывод, что Россия – это более непосредственная военная угроза национальной безопасности США, чем Китай, но ей можно противостоять.
По мнению авторов доклада. Россия, вероятно, останется в военном отношении выше всех своих ближайших соседей, кроме Китая.
Авторы доклада считают, что Россия уязвима перед целым рядом невоенных сдерживающих факторов, таких как санкции в отношении российской экономики и ограничение российских доходов от экспорта ископаемого топлива; однако многосторонние усилия были бы более эффективными, чем действия только со стороны США.
В отношении Китая делается другой вывод: Китай представляет собой региональную военную и глобальную экономическую проблему. В военном отношении Китай можно сдерживать еще некоторое время; в экономическом плане он уже освободился от региональных ограничений.
В докладе отмечается, что Россия поддерживает крайне правые и крайне левые политические движения с целью подрыва политики противоборствующих обществ и, по возможности, установления более дружественных режимов. Китай, напротив, кажется в основном безразличным к типам правления государств, с которыми он взаимодействует, повышая свою привлекательность в качестве экономического партнера.
Рекомендации корпорации RAND
В сфере безопасности Соединенные Штаты должны продолжать удерживать линию в Восточной и Юго-Восточной Азии, принимая на себя большие расходы и риски, связанные с уравновешиванием растущего военного потенциала Китая. Между тем, Вашингтон должен помочь своим региональным союзникам и партнерам в создании собственных систем противодействия и зон ограничения доступа. И наконец, Соединенные Штаты должны использовать любые возможности для урегулирования вопросов и устранения точек китайско-американской напряженности, признавая, что их переговорная позиция со временем будет постепенно ухудшаться.
В экономической сфере Соединенным Штатам необходимо более эффективно конкурировать на внешних рынках, сохранять и укреплять международные нормы в области торговли и инвестиций и стимулировать Китай действовать в рамках этих норм. Учитывая усилия Китая взять на себя технологическое лидерство в долгосрочной перспективе и потенциальные преимущества, которые такое лидерство приносит, Соединенным Штатам также необходимо улучшить свою инновационную среду. Меры могут включать увеличение финансирования исследований, удержание иностранных ученых и технологов, получивших образование в США, и реформы регулирования, облегчающие внедрение усовершенствований продуктов и процессов в бизнес и на рынок.
В ответ на инициативу Китая «Один пояс, один путь» Соединенные Штаты должны принять меры для обеспечения своего собственного преференциального доступа на крупнейшие мировые рынки, промышленно развитые страны Европы и Азии; оказания помощи странам в расширении связей с мировой экономикой; работы с партнерами для обеспечения большей прозрачности в проектах Китая «Один пояс, один путь»; и увеличения поддержки американских экспортеров и инвесторов.
Во всех этих задачах Соединенные Штаты будут более успешно координировать свои действия с союзниками и торговыми партнерами.
Комментарии читателей (0):