Новость об уходе Нурсултана Назарбаева с поста президента Казахстана удивила многих, хотя вопрос об этом уже много лет был центральным в политическом дискурсе Казахстана. Многие обозреватели отметили, что, уходя, Назарбаев сохранил за собой достаточные полномочия для полного контроля над ситуацией в стране. Предполагается, что после ухода с главного поста Назарбаев займёт положение, аналогичное статусу Дэн Сяопина, который являлся фактическим лидером Китая, при том, что формально не занимал высшую должность в стране.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин анализирует на РБК правомерность аналогии между Назарбаевым и Дэн Сяопином.
Макаркин выделяет четыре известных на настоящий момент способа транзита власти в постсоветских странах. Первый – уход непопулярного лидера с передачей власти преемнику, который даёт гарантию неприкосновенности. Это вариант Ельцина. Второй вариант – переход на другую должность с сохранением полного контроля. Путину в 2008-2012 годах этот манёвр удался, Саргсяну в Армении в прошлом году – нет. Третий вариант – передача власти по наследству. Этот совсем уже азиатский путь, который требует полного контроля над политической системой, по-видимому, оказался для Назарбаева неприемлемым по причине отсутствия наследника мужского пола. Четвёртый вариант транзита власти, который произошёл с Исламом Каримовым в Узбекистане и Сапармуратом «Туркменбаши» Ниязовым в Туркмении, - совсем плохой.
Назарбаев выбрал пятый вариант – применил китайский опыт Дэн Сяопина. Однако, по мнению Макаркина, между политическими системами Казахстана и КНР имеются существенные различия. В Китае есть Коммунистическая партия – серьёзная политическая сила, имеющая авторитет в народе. Казахскую безидеологическую «партию власти» «Нур Отан» можно сравнить скорее с «Единой Россией».
Политическая система Казахстана с титулом «елбасы» больше похожа на Туркменистан, чем на Китай. В Китае единоличная власть невозможна, там правит некоторая элита, пусть «олигархия», в Казахстане же всё держится на персоне главного. Важным маркером отличия Китая от Казахстана является возможность переименования столицы в честь лидера. В Китае такое немыслимо.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Автор предлагает проследить за тем, к чему приведёт манёвр Назарбаева, и сделать выводы для России.
Комментарии читателей (0):