Официальный Ашхабад снова предъявляет белорусским партнёрам претензии по ненадлежащему исполнения ОАО «Белгорхимпром» контракта на строительство Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса. Об этом пишет издание Gundogar News, излагая доводы туркменской стороны.
Напомним, решение о строительстве Гарлыкского комбината на месторождении калийных солей было принято на уровне руководителей постсоветских республик. Александр Лукашенко предоставил туркменскому коллеге Гурбангулы Бердымухамедову гарантии сдачи белорусскими подрядчиками объекта «под ключ». Строительство формально завершилось весной 2017 года.
Сроки сдачи объекта несколько раз переносились и, как пишет издание, туркменская сторона «несмотря на провал с белорусской стороны запланированной сдачи в эксплуатацию завода в январе 2015 (!) года, пошла на встречу и продлила срок завершения строительства до 31 марта 2017 года (на 2 года и 2 месяца). Но к сожалению, белорусской стороной данный продленный срок также провалило. В преддверии сдачи комплекса, видя практическую его неготовность, правительство Республики Беларусь письменно обратилось в Туркменистан с просьбой принять завод 31 марта 2017 года, а все недостроенное и недопоставленное они якобы осуществят в течении текущего года в рамках дополнительного соглашения, где белорусской стороной будут осуществлены и закончены так называемые «остаточные обязательства».
Срыв срока сдачи Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса является виной белорусского государственного предприятия ОАО «Белгорхимпром». Среди оставшихся «остаточных обязательств» после ввода объекта в эксплуатацию упомянуты обязательства «по существенным подземным работам, которые являются основополагающими для начала добычи руды и производства калийной продукции в заявленных проектных объемах».
«Неорганизованность ОАО «Белгорхимпром» и отсутствие слаженности работ между белорусскими подрядчиками и наступившая «эйфория» от мысли, что калийный комплекс пусть и не готовый к работе, ими «сдан!», привела к расхалаженности и безответственности и в итоге об «остаточных обязательствах» забыли и вспомнили о них только через полгода, но за продолжение работ по осуществлению их «вежливо» просили рассчитаться за ранее выполненные работы, - сказано в публикации. - После подписания акта приемки ввода Гарлыкского комплекса в эксплуатацию белорусской стороны не было сделано и не поставлено практически ничего, все новые сроки опять полностью провалены. Начиная с апреля 2017 года ОАО «Белгорхимпром», несмотря на предложенный им самим график работ и поставок и гарантии по его неукоснительному (без срывов) исполнению, не сделал практически ничего, чтобы завершить в полном объёме ни горно-капитальные, ни строительные, электротехнические и другие существенные работы и поставки оборудования, без которых невозможна полноценная работа «построенного «под ключ»!» комплекса на заданный проектных мощностях и получения продукции в заданных проектных объемах».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Издание перечислило не выполненные ОАО «Белгорхимпром» своих контрактных обязательств: не завершил в полном объеме горно-капитальные работы; не завершил обустройство объектов околоствольного двора, в том числе центрально-понизительная подстанция, подземный гараж, магистрально-конвеерный транспорт, медицинский пункт, аппаратная, система пажаротушения и т.д.; не наладил работу скипового подъемного механизма на проектных показателях; не завершил оставшиеся строительные и электротехнические работы; не завершил работы по вентиляции и аспирации; не завершил работы по монтажу и наладке автоматизированной системы управления технологическим процессом; не завершил работы по наладке в отделениях грануляции и хранения готовой продукции; не завершил в полном объёме поставку оборудования; не осуществил ни одной поставки запасных частей к технике и оборудованию; не завершил другие существенные работы.
В итоге Гарлыкский комплекс «до сих пор не соответствует условиям контракта, заявленная подрядчиком мощность производства продукции в первый год 350 тысяч тонн не достигнута даже на 5 % и туркменская сторона несёт значительные убытки». Белорусская сторона неисполнением своих контрактных обязательств разрушила свою репутацию, заявленное ею строительство комплекса «под ключ» не завершено, предприятие не готово к промышленной добыче руды и производству калийных удобрений в заданных объемах «что в свою очередь, привело к срыву государственного производственного плана по выпуску калийных удобрений и тем самым нанесло значительный материальный и финансовый ущерб туркменской стороне».
«Незаконченность работ реально угрожает не только безопасности производства работ, но и возможности возникновения техногенной катастрофы, которая может повлечь жертвы среди населения и причинить серьёзный экологический ущерб», - сказано в публикации.
Туркменские заказчики тщетно «призвать ОАО «Белгорхимпром» к «совести» и закончить комплекс», провели ряд переговоров с представителями Совмина Белоруссии создавали совместные комиссии по инвентаризации. Перечень неисполненных ОАО «Белгорхимпром» контрактных обязательств и недостатков был передан белорусской стороне – для этого даже специально сняли «видеофильм с тщательным обзором всех недоделок и недостатков» и передали его белоруской стороне.
В конечном итоге туркменская сторона заявила о «расторжении контракта по причине невыполнения ОАО «Белгорхимпром» взятых контрактных обязательств», а также о том, что «работа, сделанная ОАО «Белгорхимпром» не соответствует обещанным свойствам и подрядчик просрочил устранение недостатков». Туркмены решили самостоятельно устранить недостатки и потребовать возмещения расходов. Однако белорусские партнёры, как сказано в публикации, повели себя нехорошо.
«Данные мирные инициативы с туркменской стороны были по сути проигнорированы и саботированы белорусской стороной (по разным надуманным причинам) в части необходимой процедуры инвентаризации, - констатировало издание. - Сложившаяся негативная ситуация по завершению строительства Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса сложилась исключительно по вине белорусской стороны, Туркменистану был нанесен ущерб и в целях защиты своих интересов, предварительно уведомив об этом белорусскую сторону, туркменская сторона заявила о своей готовности привлечения независимого эксперта (экспертную компанию) для проведения финансового, технического аудита объекта, объемов и качества выполненных работ и о своем праве защищать свои интересы в арбитраже».
Туркменский госконцерн «Туркменхимия» вышел с иском в Арбитражный институт при Торговой палате города Стокгольм (Швеция), где предъявил арбитражу все факты неисполнения ОАО «Белгорхимпром» своих контрактных обязательств по строительству Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса, обосновал их вину и потребовал возмещения ущерба. Арбитражу также предстоит решить вопрос о технике ОАО «Белгорхимпром», находящейся на строительной площадке – могут ли её, согласно сложившейся международной практике, обратить в пользу туркменской стороны в целях минимизации ущерба, нанесенного белорусскими партнёрами экономике Туркмении.
Отметим, что строительство Гарлыкского ГОК сопровождалось скандалами едва ли не с первых месяцев. Проект анонсировался госагитпропом Белоруссии с большой помпой и напоминал политическую PR-акцию. В ходе реализации проекта выяснилось, что изначально взятые на себя обязательства белорусская сторона выполнить не может. Помимо сроков возникли проблемы с качеством поставляемых из Белоруссии материалов и оборудования, просрочки финансирования и ряд других проблем, которые официальный Минск старался спрятать как можно тщательнее. Туркмению неоднократно посещали белорусские официальные делегации, раздававшие щедрые обещания. В самой Белоруссии государственные СМИ представили Гарлыкский ГОК как образцовый проект.
Комментарии читателей (1):