Китайские банки предоставили сотни миллиардов долларов в виде кредитов странам, которые участвуют в проекте нового «Шёлковом пути» («Один пояс и один путь»), рискуя столкнуться с неплатежами. Об этом пишет во французской Le Monde экономист Жак Граверо.
Напомним, инициативу нового «Шёлкового пути» предложил председатель КНР Си Цзиньпин. Китай заявил о готовности направить огромные суммы на строительство инфраструктуры, обеспечивающей развитие торговли между Европой и Азией.
Многие страны воспользовались этим. Как отметил Граверо, большинство проектов финансируются через займы, а не субсидии. При этом небольшие и слаборазвитые страны, открыв рынки для компаний из Китая с ВВП в 1,2 триллиона долларов, не могут не только сопротивляться китайской экспансии, но и рискуют стать неплатежеспособными.
Центр глобального развития, который возглавляет бывший министр финансов США Ларри Саммерс (Larry Summers), составил список из 23 стран, участвующих в амбициозном проекте нового «Шёлковом пути», которые уже испытывают трудности с обслуживанием задолженности перед китайскими партнёрами. Например, за два года раздутый китайскими займами государственный долг вырос с 50% до 90% ВВП в Джибути (77% принадлежит китайцам), с 50% до 80% в Таджикистане, с 38% до 70% в Киргизии, 48% до 68% в Лаосе, с 26% до 68% на Мальдивах, с 40% до 60% в Монголии, с 15% до 50% в Черногории. Дошло до того, что Пакистан запросил помощь МВФ для выплаты долгов, а Индия предложила миллиард долларов Мальдивам для расчёта по задолженности перед Китаем
Не могут рассчитаться перед китайцами по уже реализованным проектам в Кении, Замбии, Анголе, Демократической Республике Конго, Мозамбике, Фиджи, Папуа-Новой-Гвинее, Лаосе и других странах. Сьерра-Леоне отказалась от китайского проекта строительства аэропорта стоимостью 318 миллионов долларов. Премьер-министр Малайзии недавно отменил проекты с КНР на 20 миллиардов долларов, прямо заявив: «Мы не сможем по ним расплатиться».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
С 2006 года были подписаны контракты на 240 миллиардов долларов, вписывающиеся в «Один пояс и один путь». Из этой суммы 150 миллиардов приходится на Африку. Рейтинговое агентство «Фитч» оценило существующие и запланированные на среднесрочную перспективу договоры в 900 миллиардов долларов, из которых 340 предназначены для строительства масштабных инфраструктурных проектов.
В конечном итоге китайские деньги возвращаются обратно в Китай, приумноженные прибылью китайских компаний и долгами их зарубежных партнёров. Правительство КНР, а точнее - Комитета по контролю и управлению государственным имуществом, строго следит за 96 стратегическими китайскими компаниями и активно им помогает в ведении дел.
Что касается стран-партнёров КНР, то наиболее слаборазвитые из них проявляют падкость на гигантоманские проекты, увеличивая в конечном итоге задолженность перед Поднебесной. Граверо считает, что «плохие долги» не выгодны ни китайской стороне, ни тем более странам-партнёрам. При этом реализуется угроза перерастания финансовых рисков в политические.
Комментарии читателей (0):