Игорь Павловский: Постыдная избирательность: «политика памяти» в Литве

Назвать резолюцию Сейма Литвы «О компенсации погибшим, раненым и их семьям 13 января 1991 года», которую он принял на прошлой неделе, невозможно иными словами кроме как - очередная политико-историческая фальсификация.
28 января 2010  17:40 Отправить по email
Печать

Назвать резолюцию Сейма Литвы «О компенсации погибшим, раненым и их семьям 13 января 1991 года», которую он принял на прошлой неделе, невозможно иными словами кроме как — очередная политико-историческая фальсификация. Оставим за скобками оценку самого факта событий 13 января 1991 года. В этой истории много неясного и смутного, как и во всем, что происходило тогда в СССР. Любопытен факт привязки событий, которые происходили внутри единой страны, и которой уже нет, к сегодняшней повестке дня между двумя независимыми странами.

Авторы данной резолюции оценивают действия советских войск как вторжение. Тем не менее, если следовать букве закона, а не поддаваться большевистскому правосознанию (это когда вопросы целесообразности подминают закон), то Литва в январе 1991 года формально была в составе единого государства. Закон о выходе из состава СССР появился после того, как Литва объявила в одностороннем порядке о своей независимости. До этого в Конституции СССР был лишь закреплён пункт о праве республик на отделение от СССР без его детализации. Таким образом, Литва еще до вступления в силу закона, регламентирующего процедуру выхода из СССР, самостоятельно провозгласила независимость.

При этом, как раз высшие государственные деятели РСФСР того времени, осудили действия союзного правительства в Вильнюсе 13 января 1991 года. В России прошли массовые манифестации под лозунгом «За Вашу и Нашу свободу», в поддержку Литвы подписывались открытые письма и декларации с общим лозунгом «Руки прочь от Литвы!». Россия, тогда еще находившаяся в составе СССР, признала независимость Литвы 29 июля 1991 года, заключив Договор «Об основах межгосударственных отношений (!) между РСФСР и Литовской республикой».

Тем не менее, литовский Сейм делает крайним за события 13 января 1991 года государство, которое однозначно в январе 1991 года встало на сторону Литвы, и требует от России морального и материального ответа. При этом Литва, поддерживая независимую Ичкерию, ни разу не предъявляла претензий Аслану Масхадову, который с 1991 года командовал штабом ракетных войск и артиллерии Вильнюсского гарнизона и был секретарём партийного комитета и председателем офицерского собрания. В январе 1991 года он участвовал в событиях вокруг вильнюсского телецентра. Именно его солдаты прикрывали захват ОМОНом здания телецентра. По мысли авторов резолюции, за все события января 1991 года должна отвечать именно Россия, поскольку «Российская Федерация сама себя признала, а также признается в мире как продолжательница СССР».

И здесь авторы данного текста использовали еще один подлог. Россия никогда не отвечала и не обязана отвечать за все действия СССР. Это не закреплено ни в одном международном документе. Если внимательно посмотреть весь комплекс межгосударственных и международных документов, которые сопровождали распад СССР, то мы увидим, что правопреемство России в деле СССР ограничивается 4 пунктами.

1. Место в ООН и Совбезе ООН (Алма-атинские соглашения декабря 1991 года).

2. Собственность за рубежом (официальное письмо МИД России «О выполнении Российской Федерацией обязательств по заключенным СССР международным договорам» от 13 января 1992 г.).

3. Долги СССР (официальное письмо МИД России «О выполнении Российской Федерацией обязательств по заключенным СССР международным договорам» от 13 января 1992 г).

4. Ядерный потенциал (Лиссабонский протокол к Договору между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 г.).

Больше никаких документов, позволяющих говорить о том, что Россия продекларировала своё правопреемство по отношению к СССР — нет. Таким образом, можно констатировать, что с точки зрения международного права, мировое сообщество приняло политическую формулировку о России, как государстве-продолжателе СССР, четко определив формально-юридические рамки «продолжательства» четырьмя позициями.

Впрочем, авторы Резолюции литовского парламента вряд ли старались соблюдать закон и действовать в русле международного права. Когда речь идёт о зарабатывании политических популистских очков, то соображения законности обычно отходят на второй план. Интересно будет посмотреть, что дальше будет с этой резолюцией. Если правительство оформит этот документ в Закон, да еще и проведет через референдум, то тогда о хороших отношениях между Литвой и Россией можно будет забыть навсегда.

Статья подготовлена ИА REGNUM для издания «Литовский курьер».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть