Поездка президента Путина в Псков чётко обозначила вторую альтернативу в церковной политике. Об этом достаточно аргументированно пишет ТГ-канал "Научно-образовательная политика". Конечно, в посещении митрополита Тихона есть не только личная духовная потребность президента, но и игра в баланс.
Партия Кирилла-Илариона активно входит в общественную жизнь особенно через образовательные проекты. Формально существует комплексная стратегия в образовании - от школ до вузов и науки. Происходит внедрение «религиозных» компонентов в школьные предметы и ФГОСы.
На вузовском и научном уровнях - продвижение теологии. Базовые компоненты - Научно-образовательная теологическая ассоциация и Общецерковная аспирантура и докторантура. «Опорными» вузами являются МИФИ, РАНХиГС, РГГУ и ряд других.
Несмотря на эту комплексность, успехи группы Кирилла-Илариона на образовательном поприще спорны, во многом из-за низкого уровня доверия академического сообщества к инициативам светского заместителя Илариона - проректора ОЦАД Дмитрия Шмонина и отчасти из-за внутренней борьбы между г-ном Шмониным и другим доверенным лицом Илариона - его референтом и тоже проректором ОЦАД Иеромонахом Иоанном (Копейкиным).
Многие инициативы чрезмерно прямолинейны, а в настойчивости их проведения часто теряется чувство меры. Это нередко вызывает обратную реакцию и снижают авторитет митрополита Илариона в ректорским сообществе.
Вхождение в общественно-политическую жизнь для Кирилла и Илариона затруднено - та же самая теология представляет собой «сакральное знание», которое непонятно простому человеку.
Альтернативой является позиция митрополита Тихона. Основной инструмент - массовое просвещение через выставки и тематические парки «Россия - моя история». Тихон сделал ставку на простое и понятное - на историю страны как основу идентичности. Его путь в политику сложнее, чем у нынешнего патриарха, но в истерической перспективе он беспроигрышен - изменение самосознания, конструирование исторического кода идентичности, политика памяти.
Споры вокруг возможного создания консервативной патриархальной партии кристаллизуют альтернативы.
С одной стороны - огосударствленная группа Кирилла-Илариона с наплевательским отношением к простым россиянам в вопросах точечной храмовой застройки, подозрениями в коррупции и провалами по внешнеполитической линии.
С другой - (новая) искренность несвятых святых Тихона. Да, он, вероятно, жёстче Кирилла, но прагматичнее. Ментально нынешняя внутренняя политика с точки зрения ключевых оргуправленческих установок ближе именно к позициям Тихона. Технократизация церковного управления стала бы прекрасной базой для обновления. Консервативный популизм - именно о запросе на такую партию пишут политологи.
Перезагрузка РПЦ необходима, она оторвалась от реальности - это видно именно по образовательным «проектам» Илариона. Однако, эта РПЦ 2.0 вполне может стать и более консервативной, и при этом технократической и даже цифровой. Эти подходы намного ближе именно митрополиту Тихону.
Комментарии читателей (0):