Производство электромобилей на Украине – утопия, реализация которой не опирается ни на экономический расчёт, ни на здравый смысл, грозя при реализации экологической катастрофой и другими негативными последствиями. Об этом в своей статье «Уникальные месторождения сделают из Украины новую Африку» в газете «Взгляд» пишет Алексей Анпилогов.
«Известный своими феерическими заявлениями министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян выступил с новой смелой идеей. Теперь он заявил на своей странице в социальной сети Facebook о том, что у Украины есть возможность стать «мировым центром» производства электромобилей. По мнению украинского министра, для этого вполне достаточно того факта, что на Украине расположены «богатейшие месторождения лития и кобальта в Европе», которые и станут основой целой новой отрасли украинской экономики», - сообщил Анпилогов, подвергнув «очередной безумный прожект» трезвому анализу.
Анпилогов отметил, что «литий и кобальт – лишь один из вариантов металлов для автомобильного аккумулятора, хотя на сегодняшний день – самый популярный и широко используемый». При этом две основных группы промышленных месторождений лития расположены на востоке Украины – в Донецкой и в Кировоградской областях и «на конец 2018 года все они обрели новых владельцев, связанных со структурами украинских олигархов Фирташа и Новинского, украинского министра энергетики Игоря Насалика и лично президента Украины Петра Порошенко».
Литиевая руда в Кировоградской области залегает на глубине около 500 метров, в гранитном массиве и идет рядом с урановыми жилами, что предполагает около сотни миллионов долларов инвестиций в добычу и переработку. В Донецкой области «месторождение явно находится в зоне возможных военных действий», обратил внимание эксперт, и «геологические условия на Шевченковском месторождении немного лучше, чем на залежах возле Кировограда».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Резервы литиевых руд на Украине - крупнейшие в Европе и составляют около 500 млн тонн, признал Анпилогов, при этом отметив, что необходимо также иметь условия для добычи: «А их на Украине сегодня нет и в помине. Украинский литий пока что дорогой, опасный и никому особо не нужный».
Возможности добычи и переработки кобальта на Украине намного хуже. Самые богатые месторождения кобальта к настоящему времени открыты в Африке и Республика Конго является основным мировым поставщиком этого элемента, обладая самыми богатыми его месторождениями.
«Добыча кобальта в этой стране ведется практически на поверхности из богатых руд, в неглубоких шахтах, с широким использованием ручного и детского труда, - поведал Анпилогов. - Более 100 тыс. конголезских шахтеров ежедневно спускаются в узкие «копанки» – без вентиляции и средств спасения, без какой-либо разведки или крепи, на свой страх и риск. Есть в Конго и крупные предприятия – так, 25% мировой добычи кобальта сосредоточено лишь на одной конголезской шахте Мутанда, которая принадлежит швейцарской компании Glencore».
На при формально неплохих объемах предварительно разведанной ещё при СССР никель-кобальтовой руды (около 129 млн тонн) проблемой добычи являются геологические условия его залегания и тип кобальтсодержащей руды. Анпилогов пояснил: «Все дело в том, что украинские руды – это бедные, окисленные силикатные руды никеля и кобальта. В таких рудах даже содержание никеля, основного металла, колеблется в пределах от 0,4% до 1%. Кобальт же в таких рудах – второй, «скрытый» металл, следующий за никелем, и его содержание гораздо ниже – от 0,05% до 0,09%. В то же время богатые месторождения никеля и кобальта, подобные тем, что есть у Конго, Канады или России, содержат в руде до 35% никеля и до 5% кобальта».
Кобальта на Украине максимум 100 тыс. тонн, о «миллионах тонн» кобальтовой руды речи быть не может. «Именно в силу такого низкого содержания никеля и кобальта в украинских силикатных рудах был закрыт в 1994 году Побужский ферроникелевый комбинат в Кировоградской области. В 2000 году предприятие прошло процедуру полного банкротства, а в 2003 году, после вливания в него около 130 млн долларов иностранных инвестиций, снова начало работу, но уже... на импортном сырье из Индонезии», - обратил внимание эксперт.
Электромобиль, отметил Анпилогов - «это не только литий и кобальт, но и критическая масса человеческого труда» плюс затратные природоохранные мероприятия, поэтому компания Илона Маска до сих пор покупает элементы своего аккумулятора в Китае. Поэтому, следуя логике эксперта, Украине придётся конкурировать не только с африканской страной, но и с азиатским Китаем.
«Страна совсем недавно стала беднейшей страной Европы («обогнав» на этом пути даже Молдавию), ну и экологические скандалы давно преследуют Украину, где состояние охраны природы уверенно колеблется между отметками «плохо» и «хуже некуда», - констатировал Анпилогов. - Так как «обогнать» Молдавию – это еще полдела. Чтобы выгодно добывать украинские литий и кобальт, надо дотянуться до Конго – и уверенно ее переплюнуть! А там, глядишь, можно и речки начать травить промышленными стоками, если кто-то решит производить на Украине еще и батарейки для электромобилей».
Отметим, что рядом с Украиной расположена ещё одна постсоветская республика – Белоруссия, где также заявлены амбициозные планы производства «белорусских электромобилей». Сейчас в одной из деревень под Минском экспериментируют с «отвёрточной» сборкой китайских электромобилей, декларируя возможность их массового производства. До этого власти Белоруссии заявляли выпуск сотен тысяч «белорусских» автомобилей китайских марок, до сих пор не поднявшихся выше крупноузловой сборки (или доукомплектации) и выпускаемых в столь небольшом количестве, что сборщики предпочитают об этом не говорить.
Комментарии читателей (0):