Никак. В мире пока не нашли способа однозначного предотвращения «новых Колумбайнов». Но можно использовать известные нам факты биографии предыдущих стрелков, чтобы выявить потенциально опасных учеников в будущем, пишет ТГ-канал "Первое управление".
Профайлинг в современном понимании зародился в 70-ые годы в Соединённых Штатах, когда ФБР пыталось понять психологию преступников, и что можно понять о преступнике исходя из его действий. Например, серийный убийца, наслаждающийся пытками своих жертв, скорее всего подвергался домашнему насилию в детстве. Можно ли, основываясь на предыдущих случаях, описать портрет «колумбайнера»?
В 90% случаев это мужчина 15-25 лет, с проблемами в отношениях с одноклассниками (75% случаев, жалобы на травлю) и/или учителями. Семья либо неполная, либо проблемная. Задачей убийцы не является смерть конкретных обидчиков; стрелок пытается убить максимальное количество случайных людей. Как правило, стрелки социально не адаптированы, сторонятся людей, одноклассники считают их странными. Массовое убийство для них — способ показать свою мужественность, что они не тряпки. Уходят от своих проблем в мир грёз, часто фантазируют, постепенно переходя на всё более жестокие темы.
Начинают интересоваться насилием (терроризм, серийные убийцы, казни и т.д). Во многих случаях пишут о своих желаниях (или просто о насилии) в социальных сетях. Иногда занимаются живодёрством (встречается редко, но всегда является индикатором серьёзных психических проблем). Спусковым крючком может стать подражание похожим событиям (эффект Колумбайна). Безусловно, в российских реалиях позитивна относительная труднодоступность огнестрельного оружия — за время получения лицензии стрелок может успеть потерять мотивацию, хотя зачастую стрелок крадёт родительское оружие.
Значит ли это, что каждый замкнутый ребёнок из неполной семьи — потенциальный убийца? Нет. Но в совокупности с другими факторами такой ученик должен попасть в поле зрения школьного психолога, задачей которого становится определить уровень опасности ребёнка и, при необходимости, «обезвредить бомбу».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Таких детей не поздно поставить на правильный путь . Ведь до момента совершения преступления они никакие не дьяволы во плоти, а раненые зверьки, ищущие любви и понимания, которых нет в семье и школе.
Предложения в стиле «к каждому ребёнку приставим по личному куратору из ФСБ», «пускай школы охраняет СОБР» и «в ГУЛАГ их всех» не имеют научно доказанной эффективности и не выполнимы на практике.
Профайлинг же свою эффективность неоднократно доказал на практике. Разумеется, необходимы и соответствующие научные исследования на должном уровне для разработки более полного классификатора- детектора «потенциально проблемных учеников» — вышеописанные факторы на него не тянут. Важна соответствующая подготовка самих психологов: детская психика, особенно «колумбайнера», — вещь тонкая и ранимая.
При этом нельзя забывать и про работу с учителями — психолог в школе один, а учителей много, и они гораздо лучше знают детей. Небольшого интенсив-курса на тему «как заметить проблемы у ребёнка» должно хватить.
Надеемся, выводы будут сделаны.
Комментарии читателей (0):