«Крупнейшую страну Латинской Америки получил шанс возглавить человек, защищающий пытки, борющийся с гомосексуализмом и симпатизирующий Израилю. Его уже называют «бразильским Трампом», а в своей риторике он порою напоминает Жириновского», - пишет в своей статье для газеты «Взгляд» Михаил Кувырко.
Жаир Мессиаш Болсонару, которого многие поклонники называют просто «Мессия», победил в первом туре президентских выборов в Бразилии: в минувшее воскресенье за него проголосовали более 49 млн бразильцев – почти 47% пришедших на выборы избирателей. Он неоднократно переизбирался депутатом, у него реноме жесткого консерватора.
Центральным тезисом его президентской кампании стало «наведение порядка» в самом прямом смысле этого слова, что имеет под собой основания: по данным ООН, уровень умышленных убийств в Бразилии составляет 21 случай на 100 тысяч человек – почти вчетверо выше, чем в соседней Аргентине. Болсонару превозносил годы военной диктатуры (1964–1985) и на президентском посту пообещал сделать серьезные послабления в законодательстве об оружии, а также наделить полицию рядом дополнительных прав в борьбе с уличной преступностью и наркотрафиком.
«Популистский характер кампании Болсонару обеспечивали и его доверенные лица, среди которых было немало известных спортсменов – футболисты Роналдинью, Кака, Фелипе Мелу и Лукаш Моура, гонщик «Формулы-1» Эмерсон Фиттипальди, борец смешанного стиля Жозе Алду, - отметил Кувырко. - Любопытной деталью политической позиции Болсонару являются его симпатии к Израилю».
За симпатии к Израилю во время встречи с избирателями он получил удар ножом в живот: нападавший давно заявлял в соцсетях о ненависти к «правой мафии и еврейским масонам». Произошедшее резко подняло его популярность. Одновременно стало известно, что находящемуся в заключении бывшему президенту Бразилии Луису Инасиу Луле да Силве отказано в регистрации кандидатом.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Ближайший конкурент Болсонару - представитель Партии трудящихся, бывший мэр Сан-Паулу Фернанду Аддад, набравший в первом туре лишь 29% голосов. Второй тур состоится 28 октября.
С 2015 года Бразилия переживает кризис, сопровождающийся падением ВВП, девальвацией, дефицитом бюджета, и обострением социальных проблем. В 2017 году рост ВВП после нескольких лет падения составил 1%, что мало сказалось на общей ситуации. С начала года местный реал потерял примерно четверть стоимости, отразившись на покупательской способности населения.
Руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов констатировал кризис неолиберальной интеграции Бразилии в мировой рынок. В то же время кризис в Бразилии продемонстрировал крайнюю недостаточность прежней стратегии и в отношениях с другими странами Латинской Америки.
«Бразилия не пыталась инициировать интеграционные проекты в Латинской Америке, хотя это единственная страна континента, которая способна запустить такие процессы», – сказал экономист. Колташов уверен, что у США в Южной Америке не может быть никакой более важной задачи, чем обезвредить Бразилию.
«Одна из составляющих кризиса в Бразилии – дружелюбные отношения с США, хотя принципиальное условие для развития Бразилии – это именно конфликт с США, – заявил Колташов. – Бразилия должна не только сама производить у себя, а еще и организовывать в странах Латинской Америки производство всего, что они получают из Китая, то есть латиноамериканская экономика может быть максимально самообеспечивающей. Этот проект мог бы вытащить Бразилию из кризиса, но таких проектов там ни у кого нет. Начиная с 1820-х годов Латинская Америка наступает на одни и те же грабли, как в романах у Маркеса: структурно ничего не меняется. Поэтому есть риск, что выборы в Бразилии просто воспроизведут ту же ситуацию: много шума – и в результате ничего».
Комментарии читателей (0):