Главную угрозу представляет политическая система Туниса - в результате «Арабской весны» власть оказалась в руках диктатора, говорят африканисты.
Тунис получил независимость от Франции в 1956 году. Первым президентом Туниса стал Хабиб Бургиба. Свергнут он был лишь в 1987-м, в возрасте «за 80», после того как медэкспертиза признала его неспособным исполнять обязанности главы государства.
После госпереворота пост президента занял бывший премьер-министр Зин эль-Абидин Бен Али. Вслед за его избранием в конституцию страны были внесены правки, отменяющие ограничения по количеству президентских сроков и возрастной ценз для кандидатов в президенты.
Правил он вплоть до «Арабской весны» - в январе 2011-го на фоне массовых протестов 74-летний Зин эль-Абидин Бен Али бежал в Саудовскую Аравию. Президентские полномочия он успел передать спикеру парламента, распустил правительство и ввел в Тунисе чрезвычайное положение.
Во время «Арабской весны» в стране сменилось двое исполняющих обязанности президента, не задержавшиеся на этом посту. На три года возглавил арабское государство Монсеф Марзуки, в 2014-м проигравший выборы уже тогда весьма немолодому Беджи Каид Эс-Себси. Сейчас Каид Эс-Себси 92 года. Он является самым старым действующим президентом в мире.
Политическую традицию в Тунисе эксперты давно прозвали геронтократической диктатурой (власть престарелых политиков). Главная проблема заключается в том, что в силу возраста Каиду Эс-Себси не способен контролировать обстановку в стране – он не справляется ни с экономическим кризисом, ни с растущей террористической угрозой.
Такая бесконтрольность представляет угрозу не только для граждан самого Туниса, но и для многочисленных туристов, говорит политолог Александр Асафов. Он подчеркнул, что слабость президента весьма неуместна, когда внутри страны набирают активность террористические группировки, в том числе разгромленные в Сирии и перемещающиеся в Африку боевики «Исламского государства» (ИГ)(организация, запрещенная в России — прим.ред.).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
По словам политолога, усугубляет обстановку тяжелейшая криминогенная ситуация и распавшаяся экономика. При этом Тунис внесен в черный список «пособников террористов», напомнил эксперт в интервью runews24.
Для исправления ситуации не предпринимается почти ничего – власти лишь создают видимость борьбы с терроризмом и контрабандой. Одним из последних примеров стал арест в порту Сфакса шедшего в Камерун судна Ural. После шторма оно вынуждено было зайти в тунисские воды для ремонта, и вот уже несколько месяцев безосновательно удерживается тунисскими таможенниками.
Эксперт фонда «Народная дипломатия» Сергей Простаков отмечает, что Тунис переживает отголоски все той же «Арабской весны», которая в свое время привела к президентству Эс-Себси. Слабость главы государства чревата тяжелыми последствиями, а его неспособность противостоять террористическим угрозам, в свою очередь, угрожает безопасности туристов, которые все еще посещают этот дешевый курорт, не помышляя о том, что отдых здесь может быть очень рискованным.
Комментарии читателей (0):