Китайская национальная ядерная корпорация (China National Nuclear Corporation, CNNC) объявила открытый тендер на строительство атомного ледокола. У Китая имеются несколько малых военных ледоколов, которые не смогут работать в полярных морях, и одно ледокольное судно класса «Витус Беринг», приобретённое недостроенным у Украины в 1993 году. Ещё один гражданский неатомный ледокол строится с 2016 года в Финляндии.
Как известно, китайский военный ученый, контр-адмирал Инь Чжо заявлял, что «Арктика принадлежит всему миру», и поэтому ни у кого не может быть монополии на неё. А Китай, как страна, в которой проживает пятая часть населения планеты, должен играть роль в освоении богатств Арктики.
«Реализации проекта по созданию атомного ледокола способствует тесное совместное развитие Северного морского пути Пекином и Россией, начавшееся после того, как Москва сделала развитие арктической зоны своим приоритетом», — отметил пекинский военный комментатор Чжоу Чэньмин (Zhou Chenming).
Россия — единственная страна в мире, имеющая в своем распоряжении атомный ледокол. По словам Чжоу, она может сотрудничать с Китаем на благо обеих стран на том основании, что у Китая есть деньги, в которых Москва нуждается.
«Это хорошее начало, однако будущее развитие зависит от того, какое количество реакторных технологий Россия готова передать Китаю и будут ли эти технологии отвечать потребностям Пекина».
Позже китайские политики стали высказываться осторожнее. Они заговорили о «Полярном шёлковом пути», научных исследованиях в Арктике и о прокладке кабелей через полярные области.
Проект «Полярного шелкового пути» обсуждался мае 2017 года во время встречи министров иностранных дел Китая и России. Пока неясно, допустит ли Россия китайские ледоколы для проводки караванов по Севморпути, но обещания китайских инвестиций в полярные регионы могут повлиять на решение вопроса.
Кроме того, как предполагают некоторые эксперты, Китай хочет приобрести опыт строительства и эксплуатации судов с ядерной силовой установкой для строительства в перспективе атомных авианосцев.
Комментарии читателей (0):