14 мая на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ЕАЭС) в Сочи президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с предложением о строительстве канала, который соединит Чёрное море с Каспийским. Он предложил проект «Евразия», в который, кроме канала, входит автомагистраль из Казахстана и России в Европу.
Идея такого канала не нова, он был задуман ещё во времена Сталина. Тогда был построен канал Волга-Дон, но в настоящее время он уже не справляется с потоком грузов. Новый канал должен пройти кратчайшим путём через Манычскую впадину, которая в древние времена была естественным проливом, соединяющим два моря.
По мнению Назарбаева, строительство и эксплуатация канала значительно улучшит инфраструктуру всего региона, поможет создать большое количество рабочих мест, даст толчок судостроению. К финансированию строительства канала предполагается привлечь Азиатский банк инфраструктурных проектов. В первую очередь, канал будет выгоден граничащему с Китаем Казахстану. Он станет для него выходом в Чёрное море, и далее в Европу.
Критики проекта указывают, что постройка такого канала даст выгоду Казахстану, как транзитной стране на Новом шёлковом пути, но при этом упадёт значение транзита через Иран, Турцию, Грузию и Азербайджан. И для самой России ценность канала неочевидна, так как он пройдёт хоть и по российской территории, но, фактически в обход России. Кроме того, канал может принести серьёзные экологические проблемы.
В случае реализации проекта канала «Евразия», на очереди другой, не менее амбициозный проект, – канал из Каспийского моря в Персидский залив.
Комментарии читателей (0):