События последних дней начинают расставлять точки над "и" в белорусско-российских отношениях. Вкратце напомним хронологию происходившего на этой неделе. Прошлая пятница: заявление-предупреждение посла Российской Федерации Александра Сурикова относительно того, что если Беларусь не вступит в Таможенный союз России и Казахстана, будущее Союзного государства окажется под большим вопросом. Суббота-воскресенье: гнетущая тишина по итогам визита главы белорусского государства Александра Лукашенко в Москву и его вечерних встреч с высшим руководством России. Понедельник: заявление пресс-секретаря премьер-министра России Дмитрия Пескова относительно нулевых итогов переговоров Александра Лукашенко и Владимира Путина. Вторник: посещение Александром Лукашенко спецподразделения "А" КГБ РБ и проведение закрытого совещания с силовиками. И, наконец, вчерашнее заявление-ультиматум президента России Дмитрия Медведева относительно пятидневного срока оплаты Беларусью долга (200 млн долларов) за российский газ.
Вместе с тем, очевидно, что эти события стали лишь логичным завершением абсолютно не поддающихся никакой логике действий официального Минска как в контексте построения Союзного государства, так и Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, в результате которых Беларусь мало того, что может остаться без первого и второго, так еще и оказаться в полной изоляции на международной арене в преддверие важнейшего события политической жизни республики этого года - выборов президента страны.
Неподготовленные встречи
При анализе визита главы белорусского государства в Москву, прежде всего, бросается в глаза его неподготовленность. Вспомним хронологию - Россия и Казахстан вдвоем подписывают Таможенный кодекс, белорусский президент едет в Азербайджан за нефтью, визит, по вполне понятным для всех, но только не для официального Минска, причинам, заканчивается ничем. Затем следует звонок Дмитрию Медведеву и буквально через четыре дня наносится скоропалительный визит в Москву, который, естественно, оборачивается провалом. Примечательно, что последняя встреча Лукашенко состоялась с премьер-министром России Владимиром Путиным, что, на мой взгляд, далеко не случайно. При этом на себя обращает внимание то, что тема венесуэльской нефти исчезла окончательно и бесповоротно по причине отсутствия самой нефти в нужных для Мозырского НПЗ объемах.
Неподготовленность ключевых встреч в Москве (в сложившейся исключительно по вине белорусской стороны ситуации) накануне начала кампании по выборам президента говорит о явных проблемах как с управляемостью государственной машины, которая не смогла подготовить развернутый и системный ответ на стоящие перед республикой вызовы, так и с их содержательным наполнением. Ведь очевидно, что заказ на такую работу, особенно в плане целеполагания, может дать только высшее политическое руководство страны. И если такие цели не ставятся, а госаппарат не отрабатывает свои функции, то это свидетельствует как минимум об усталости высшего управленческого слоя республики, а в худшем случае - о дальнейшей неспособности осуществлять эффективное руководство государством.
Вместе с тем, возможные сценарии встречи высшего политического руководства Беларуси и России были проанализированы еще месяц назад (часть первая и часть вторая ). Рассмотрение состояния белорусско-российских отношений показывало, что характер проблем таков, что задача по нормализации отношений и выведения их из многолетнего "дезинтеграционного ступора" лежит исключительно на официальном Минске: "по всем наиболее актуальным вопросам двустороннего торгово-экономического сотрудничества - нефть, газ, строительство АЭС, доступ белорусской товарной массы на российский рынок - предложения должна вносить именно белорусская сторона. Конечно, эти предложения должны быть сделаны не для галочки - им необходимо серьезное обоснование как с экономической точки зрения, так и с точки зрения прибыльности участников процесса. Тогда и встречу для подписания прошедших тщательную экспертизу заинтересованными министерствами и ведомствами проектов соглашений по всему комплексу вопросов можно будет проводить без лишних проволочек".
Как мы видим, несмотря на достаточно объективный анализ ситуации и рекомендации по исправлению кризисной ситуации, ничего из необходимого для нормализации белорусско-российских отношений официальным Минском сделано не было и никаких содержательных предложений не прозвучало. Не разумно было приезжать в Москву без подготовленных предложений и пытаться "на пальцах", без серьезной проработки, решить весь серьезнейший комплекс белорусско-российских противоречий. Поэтому итог московских встреч, подведенный вчера президентом России Дмитрием Медведевым, вполне закономерен. Он не только подвел черту под результатами самой встречи, но и всем достаточно однозначно показал, в каком ключе Москва дальше будешь решать вопросы с официальным Минском: как говорил классик - "утром деньги, вечером стулья".
Этим заявлением Москва продемонстрировала, что т.к. официальный Минск, похоже, международную ситуацию в расчет не принимает, рациональных аргументов не понимает, равно как и своего весьма незавидного положения накануне президентских выборов, то пора от слов переходить к делу. Сумма, предъявленная Минску к оплате, конечно, небольшая - всего 200 млн долларов, и как показывала практика предыдущих лет, с ее оплатой можно было бы и не торопиться. Но, видимо, по итогам последних встреч с белорусским лидером Москва дошла до такой точки кипения ("дадим пятидневный срок для наших коллег для того, чтобы они определились, как вести себя дальше"), что решила больше не ждать и приступить к формированию необходимого фона для выведения белорусско-российских отношений из многолетнего тупика.
Следовательно, сегодня со всей определенностью можно сказать, что белорусско-российские отношения переходят в принципиально иную стадию развития - исключительно в деловую плоскость. Тем не менее, у официального Минска еще есть время до 5-6 июля сохранить Союзное государство, хотя, честно говоря, надежд на это мало - официальный Минск будет это трактовать как то, что его "наклонили" или "поставили на колени". Хотя совсем не понятно, какое отношение к этому имеет уровень благосостояния граждан республики или стабильное социально-экономическое развитие страны - говорилось же ранее, что мы хоть с дьяволом готовы сотрудничать, лишь бы обеспечить энергетическую безопасность страны. Получается, что с дьяволом можем, а с православной Россией нет?
То, что сегодня официальный Минск находится у "разбитого корыта" союзнических отношений с Россией, понятно уже даже неискушенным наблюдателям. Тем не менее, кажется, белорусская правящая группировка не совсем четко себе представляет, чем может окончиться для республики выход России из Союзного государства. Официальный Минск демонстрирует, что он не собирается разговаривать на языке аргументов и логики, и в упор не видит того, что ему говорится фактически открытым текстом. В результате президент России уже просто вынужден в ультимативной форме обозначать сроки принятия Минском тех или иных решений и их формат, т.е. по сути, диктовать официальном Минску, что он должен делать. Несмотря на такую плачевную ситуацию, все же имеет смысл проанализировать, какими политическими и социально-экономическими последствиями грозит выход России из Договора о Союзном государстве.
Что будет
Как известно, все экономические преференции, которые имеет Республика Беларусь в отношениях с Россией (ведущим поставщиком в республику энергоресурсов - более 90% - и основным рынком сбыта белорусской товарной массы - более 45%), обусловлены наличием Договора о Союзном государстве Беларуси и России. Именно благодаря союзному договору республика получала все эти годы нефть и газ по ценам существенно ниже мировых. Как показывают экспертные оценки, объем этих дотаций за период 2001-2006 гг. составил около 45-50 млрд долларов. Именно благодаря союзному договору Беларусь получила не только возможность поставлять свою товарную массу на российский рынок, но и участвовать в программах импортозамещения и льготного кредитования по программам российского правительства на внутреннем рынке России и на равных конкурировать с российскими производителями, чего не имела ни одна страна в мире.
Т.е. по сути, нынешнее достаточно неплохое экономическое положение предприятий Беларуси, а, следовательно, и общественно-политическая стабильность в республике в целом имело только один источник - благосклонность российского руководства к белорусскому и братские чувства к белорусскому народу. Т.к. в последние годы разрыв между национально-государственными интересами белорусского народа и частными целями белорусского правящего клана стал стремительно нарастать и мешать развитию братских и взаимовыгодных отношений между российским и белорусским народом, то, естественно, российское руководство имеет полное право высказать свою точку зрения по этому вопросу и вернуть "правящий класс" Беларуси на грешную землю.
Соответственно, если, например, согласно имеющимся договоренностям по газу, выход республики на мировые цены должен был произойти с января 2011 года, то теперь, если Россия решит выйти (или приостановить свое членство в нем) из Союзного договора, Беларусь может получить мировые цены на газ с августа. Если были предусмотрены поставки Беларуси беспошлинной нефти в рамках Союзного государства, то теперь Россия может отказаться и от этих объемов, тем более, что армада танкеров с венесуэльской нефтью вот-вот войдет в порт Одессы. Это с одной стороны.
С другой стороны, в условиях возможного выхода России из Союзного государства, о чем так прозрачно "намекнул" на своей пресс-конференции в прошлую пятницу посол России в Беларуси Александр Суриков, Россия может ввести для белорусской товарной массы, идущей на российский рынок, точно такие же условия, как и для остальных стран. Это грозит Беларуси введением полноценной границы. Белорусские товары и так уже испытывают серьезные проблемы с конкурентоспособностью на единственном крупном для них рынке.
В условиях мирового кризиса, отсутствия диалога между Беларусью и Западом, наличия со стороны США санкций к белорусскому руководству и ряда иных предприятий, развитие событий по такому сценарию грозит для республики полноценным экономическим кризисом и дефолтом, т.к. ЗВР в таком случае хватит на 2-3 месяца, и то при условии запрета на покупку валюты для населения. Но это просто по факту грозит обвалом белорусскому "зайчику". Понятно, что в этих условиях и речи быть не может о помощи со стороны России в реализации амбициозных белорусских экономических проектов, типа строительства АЭС. Это экономический аспект проблемы.
Если говорить о политическом аспекте, то в случае, если Беларусь не присоединится в оставшееся время к Таможенному союзу России и Казахстана, то и политическое будущее Союзного государства окажется под большим вопросом. В этих условиях Россия просто вынуждена будет перейти в отношениях с Минском исключительно на официальный стиль общения, в связи с чем белорусскому руководству надо будет забыть о прежних доверительных отношениях и неформальной обстановке переговорного процесса. Соответственно, даже рабочие встречи на высшем уровне должны будут иметь соответствующую такому высокому уровню содержательную повестку дня. С учетом того, что Москва все свои вопросы с Беларусью закроет имеющейся договорной базой или двусторонними договорами субъектов хозяйствования, то теперь официальному Минску надо будет доказывать свою полезность и нужность.
В связи с этим, вполне можно предположить, что после вступления в силу Таможенного союза России и Казахстана и выхода России из Союзного договора с Беларусью, российский президент в целях доведения до белорусского народа позиции российского руководства, вполне может обратиться нему с посланием, аналогичным обращению к Ющенко, обнародованному в августе 2009 года.
Т.е. куда ни кинь - ситуация для официального Минска с каждым сделанным неправильным ходом становится все хуже и хуже, наступает классический цугцванг. В этих условиях, с учетом полного раздрая с Россией, входить в избирательную кампанию - очень рискованное дело.
Комментарии читателей (0):