Открытость информации – это вызов не только для отечественного бизнеса, но и для самих экологических организаций. Однако в условиях, когда экология все чаще становится разменной монетой в промышленных спорах, в том числе в недобросовестной конкуренции между странами и отраслями мировой промышленности попытки утаить от людей информацию недопустимы. Об этом на Красноярском экономическом форуме заявил Владимир Коптев-Дворников, сопредседатель Экологической палаты России в рамках круглого стола «Открытость информации как основа для снижения негативного воздействия».
Так, его организация, вместе с жителями Ивановской области сумели остановить строительство химического комбината в связи с отсутствием надлежащей экологической экспертизы
В частности, сопредседатель Экологической палаты призвал российское подразделение Всемирного фонда охраны природы предоставить публичный отчет по программе восстановления леопарда на Кавказе.
«Программа действует с 2007 года, были потрачены большие средства и результат программы позитивный. Однако, по нашей информации, большое количество средств было потрачено на административные расходы фонда, а леопарда выпустили лишь 9 лет спустя. Это бросает тень на деятельность некоторых некоммерческих организаций», — отметил общественник.
Более того, объектом активного взаимодействия с международными промышленными холдингами иногда становится деятельность международных организаций, в том числе очень уважаемых, таких как «Гринпис» и Фонд дикой природы. По словам Коптева-Дворникова, спонсируя эти организации, транснациональный бизнес как бы покупает себе некую индульгенцию, а их экологические партнеры направляют усилия на другие страны, в первую очередь те, которые называют развивающимися.
Сопредседатель Экологической палаты России Вадим Петров считает, что отечественные компании активно модернизируют производства, чтобы соответствовать современным экологическим требованиям, однако, их усилия, как и прогресс страны в целом, не находят адекватного отображения в международных экологических рейтингах.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Реализация экологических программ в рамках модернизации промышленности, где на предприятиях десятилетиями не решались экологические проблемы, связана с большой финансовой нагрузкой. Речь идет об инвестиционных проектах с окупаемостью в десятки лет», — сказал Вадим Петров, выступая на круглом столе «Экологическая ответственность госкомпаний. Наилучшие зеленые практики и кейсы» в рамках Красноярского экономического форума.
Кроме того, он подчеркнул, что международные рейтинги и индексы, которые применяются в России, не всегда могут адекватно передать эти усилия:
«Любой рейтинг или индекс — это хороший источник дополнительной экологической информации. По сути, он перепроверяет существующую информацию различными методиками и механизмами. Но что касается международных рейтингов, то не все отображают полноту картины».
Общественный активист отмечает, что причина этому кроется в том, где и в чьих интересах эти рейтинги разрабатывались - в развитых странах для мониторинга состояния развития развивающихся стран, и отображают интересы первых. Яркий тому пример – Норвегия:
«По всем международным рейтингам — это абсолютно модельная зеленое государство. Норвегия доводит до нуля влияние на климат благодаря гидроэнергетике, внедряет электромобили и прочие современные экологические инновации», — сказал общественник, добавив, что при этом Норвегия не подписала приложение к Лондонской конвенции о запрете сброса отходов горного производства в море (кроме нее, указанный документ не подписала только Турция).
«Адекватность международных рейтингов вызывает большие вопросы», — заключил Вадим Петров.
Напомним, что, по сообщениям СМИ, норвежские компании, в частности Nussir (медь), Nordic Mining (титан/рутил) и Sydvaranger (железная руда), сваливают опасные вещества в норвежские фьорды, в результате чего на дне моря захороняются миллионы тонн отработанной руды с остатками меди, никеля, ртути вкупе с химикатами. Эти вредные химикаты морскими течениями оттуда попадают в арктические территориальные воды России. Три фьорда, куда активно сваливаются отходы горнопромышленников, Бёк-фьорд, Реппа-фьорд и Ферде-фьорд, являются национальными семужьими фьордами, где водится дикая семга. Кроме того, через морскую границу этих фьордов проходит миграция океанской трески.
В рамках Красноярского экономического форума Вадим Петров, выступая на панельной дискуссии «Сибирь как центр российского экологического туризма — это реально?», заявил, что Сибирь может быть центром экологического туризма. Однако для этого экономическая тематика должна работать в интересах местной общины, а не в интетерах отдельных бизнесменов.
«Мы знаем много случаев, когда под прикрытием эко-тематики закрываются производства и рабочие места», — отметил Вадим Петров.
Как известно, Всемирный фонд дикой природы (WWF) на протяжении нескольких лет выделял гранты на развитие экотуризма в экономически депрессивном районе в Карелии. Местным партнером была экологическая организация, которую возглавлял собственник местного яхт-клуба. Проект предусматривал организацию природного парка на побережье с развитием яхтного спорта и отсутствием перспектив для производства и создания рабочих мест в депрессивном регионе. В результате проект был свернут, но сам подход, при котором партнером столичных экологов в регионе является заинтересованный бизнес, вызывает вопросы.
По мнению Вадима Петрова, экологический туризм должен стать средством развития территорий, а не кормушкой для отдельных нерадивых бизнесменов.
«Экологический туризм должен работать в интересах местных общин, привлекая ресурсы бизнеса, и делая это прозрачно».
Вадим Петров также рассказал о том, что Экологическая палата в настоящее время готовит экологический путеводитель по Красноярскому краю, который поможет привлечь в регион иностранных туристов, в том числе посетителей Чемпионата мира по футболу и Универсиады-2019.
Александр Закондырин, участник круглого стола «Региональное и муниципальное управление: конфликты и возможности» на Красноярском экономическом форуме председатель партии «Альянс Зеленых», отметил, что экологические конфликты часто связаны с отсутствием нормальной коммуникации властей с обществом, а пробелами в отношениях власти и общества пользуются недобросовестные экологические организации, которые используют конфликты в собственных целях.
Эколог уверен, что у властей зачастую нет никакой коммуникационной стратегии, более того, они не считают необходимым объяснять людям свои управленческие действия:
«Люди у нас грамотные и прекрасно понимают, когда есть реальные экологические проблемы. Но людей «бесит», когда власти либо скрывают информацию о реальном экологическом состоянии, либо не предпринимают никаких мер, либо не информируют людей о том, что они делают».
По его словам, псевдоэкологические организации присваивают себе заслуги в решении существующих или вообще надуманных экологических проблем. К примеру, известен случай, когда российский экологический активист получил в Великобритании награду в размере 300 000 фунтов за остановку строительства ГЭС на Амуре, несмотря на то, что такое строительство никогда и не планировалось.
«Это не только способ обеспечить себе финансовые блага, но и сформировать имидж успешности в решение тех или иных задач», — утверждает председатель партии Зеленых.
Некоторые общественные организации пользуются возможностью «раскрутить» любой конфликт в экологической сфере, так как конфликт с властью и «громкие» акции можно продать в экологической тусовке и на Западе, уверен он. Решением проблемы, по мнению Александра Закондырина, является публичность:
«Если вы обеспечите максимальную публичность, будете говорить людям правду, то у вас все получится», — обратился лидер партии «Альянс Зелёных» к представителям власти.
Комментарии читателей (0):