Кабинет Евы Копач столкнулся с первым испытанием. Польские шахтеры заблокировали пограничный переход Мамоново-Бранево на российско-польской границе, протестуя против импорта российского угля.
Как сообщает портал NewsBalt, протестующие подчеркивают, что это акция «гражданского протеста против чрезмерного импорта угля из России». По их мнению, растущий импорт российского сырья является одной из главных причин драматической ситуации в польской угольной промышленности. Евростат дает такую статистику: с января по апрель 2014 года в Польшу было завезено 2,5 млн тонн угля, главным образом из России, что на одну треть больше, чем за аналогичный период 2013 года. Тем временем на складах польских угольных компаний лежит около 5 млн тонн не проданного сырья. Однако что может сделать Ева Копач? Российский уголь объективно дешевле польского, равно как польский дешевле чешского, почему чехи на границе с Силезией и делают выбор в пользу польского угля, а не отечественного.
Отношение власти к шахтерам неоднозначно. С одной стороны, за семь лет правления Дональда Туска общая занятость в Польше снизилась на 330 тысяч человек, что было связано с реформой горнодобывающей промышленности. Когда профсоюзы лоббировали поправки в закон о публичных заказах, которые бы обеспечивали поставки в административные здания, больницы, школы, библиотеки и иные общественные учреждения только польского угля, именно правящая партия «Гражданская платформа» (РО) провалила голосование. С другой стороны, можно вспомнить события сентября 2003 года. Тогда протестующие шахтеры в Варшаве подожгли здание министерства экономики, забросали его банками с краской, камнями, горящей одеждой и петардами. Как напоминает Павел Яблонский, обозреватель газеты Rzeczpospolita, в результате «сегодня все поляки субсидируют привилегии горнодобытчиков».
1 октября профсоюзы намерены устроить в столице акцию протеста в связи с трудовым спором с управляющей угольной компанией. «По мнению менеджеров, единственным решением текущих проблем является закрытие шахт и увольнение шахтеров, – заявил председатель профсоюза горняков «Солидарность» Ярослав Гжешик. – Однако это не приведет к конструктивному выходу из сложной ситуации». По его словам, Польша «должна расширить экспорт угля в страны Европейского союза, где есть рынок для нашего сырья», для чего ЕС следует отказаться от покупки угля из Австралии, Канады, США, Южной Африки и Венесуэлы. Между тем, кабинет министров пока даже не уверен, что сумеет добиться от Брюсселя редактуры будущего соглашения по климату, которое в его нынешнем виде нанесет большой удар по польской угольной отрасли.
Тем временем кандидат на пост председателя комитета Сейма по иностранным делам Роберт Тышкевич выступил против введения эмбарго на российский уголь. «Новая фаза торговой войны с Россией не решит проблемы польской горнодобывающей промышленности», – заявил парламентарий. Министерство экономики Польши подготовило пакет мер, пообещав, что будет проверять уголь из России с точки зрения качества и химического состава и пересмотрит закупочные цены на уголь из Германии. Оценивая эти предложения как «хорошие», Тышкевич считает, что Варшаве следует говорить с Москвой и не действовать в одностороннем порядке, поскольку российско-польские торговые отношения и так являются «напряженными в связи с политической ситуацией и санкциями». Ввод ограничительных решений вызовет возмездие со стороны России, предупредил депутат.
Окончательный выбор – за премьер-министром. Творец «шоковой терапии» профессор Лешек Бальцерович призывает Копач не бояться шахтеров, поскольку их привилегии раздражают общество, а профсоюзы не пользуются популярностью в народе. Бальцерович в этой связи припомнил собственную историю войны с горняками, когда в 1997 году победил на выборах в Силезии за счет того, что договорился о поддержке с горцами, которые не любили шахтеров. Но среди польских аналитиков и экспертов нет единого ответа на вопрос, что принесет кабинету и правящей коалиции больше голосов – удовлетворение требований профсоюзов горняков или отказ им. От ответа на этот вопрос будет ясно, как будет действовать премьер, которая не может не учитывать фактор выборов в местные органы власти в ноябре и будущую избирательную кампанию в Сейм.
Комментарии читателей (0):