Сборник составлен журналистом-международником, специалистом по постсоветским странам Максимом Шалыгиным и экс-министром иностранных дел Приднестровской Молдавской республики Владимиром Ястребчаком, предисловие написал известный российский политик Сергей Бабурин. Книга была издана в Москве в 2014 году.
В Сборнике опубликованы более 150 документов, которые объединены в девять разделов.
Общеполитический блок представляет многообразие форм и механизмов участия России в процессе урегулирования отношений между Молдовой и Приднестровьем, концептуальные основы российско-приднестровского сотрудничества, а также различные международные договоры, фиксирующие посредническую и гарантийную миссию России (Соглашение 1992 года, Меморандум 1997 года, являющиеся основой переговорного процесса в целом).
Во втором разделе объединены документы, принятые в различные периоды высшими законодательными органами России – Верховным Советом, Съездом народных депутатов РСФСР, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Третий раздел охватывает военно-политическое измерение региональной безопасности. Учитывая возрастающее число вызовов в данной сфере, которые могут существенно повысить конфликтный потенциал в регионе, авторы-составители посчитали целесообразным привести базовые документы, связанные с обеспечением российского военного присутствия в Приднестровье. Постановление Правительства России от 20 июня 1992 года является важным свидетельством того, что 14 Армия, переведенная к тому времени в состав Вооруженных Сил России, на протяжении всего периода вооруженного конфликта между Молдовой и Приднестровьем сохраняла нейтралитет, несмотря на прямую угрозу жизни и безопасности российских военных и членов их семей, которая создавалась из-за действий молдавской стороны начиная с марта 1992 года. Особого внимания заслуживает российско-украинское соглашение о транзите грузов для российских войск в Приднестровье. В свете недавней дискуссии с участием высокопоставленных чиновников Украины, которые заявили о «невозможности транзита военных грузов из России в Приднестровье без согласия Молдовы», это соглашение подтверждает, что согласия Кишинева для такого транзита с правовой точки зрения не требуется, а решения и требования украинских властей являются исключительно политически мотивированными и не соответствующими имеющейся правовой базе сотрудничества. Из документов раздела видно: российская сторона исполняла и будет исполнять свои международные обязательства, однако так же должны действовать и другие иностранные государства и международные организации.
Четвертый раздел посвящен отраслевому сотрудничеству между Российской Федерацией и Приднестровьем, соглашения и протоколы о сотрудничестве между министерствами РФ и ПМР.
В пятом разделе приводятся документы, связанные с решением между Россией и Приднестровьем так называемых «военно-имущественных» вопросов. Приведенные документы свидетельствуют о том, что российская сторона в полной мере выполнила все свои международные обязательства к концу 2002 года, т.е. досрочно, в связи с чем любые претензии к Российской Федерации в этой сфере являются необоснованными.
В шестой раздел включено соглашение между Уполномоченными по правам человека в Российской Федерации и в Приднестровской Молдавской Республики. Обособление данного документа связано с тем особым местом, которое занимает институт омбудсмена в государственно-правовой системе России и Приднестровья.
Седьмой раздел включает в себя документы о сотрудничестве Конституционного суда Приднестровья с конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.
В восьмом разделе содержатся документы, касающиеся организационно-правовых основ взаимодействия Приднестровской Молдавской Республики с конкретными субъектами Российской Федерации.
В девятый раздел включены документы о сотрудничестве, подписанные между Торгово-промышленной Палатой (ТПП) Приднестровья и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, а также ТПП субъектов федерации и некоторыми иными ТПП.
Электронный вариант книги доступен здесь.
Комментарии читателей (0):