Ощутимые изменения в теплогенерирующей отрасли произойдут еще не скоро, несмотря на предложенные Минэнерго поправки в законодательство
Екатерина Шишко, аналитик Инвесткафе:
Министерство энергетики в самом конце 2013 года представило проект реформы рынка тепла. Напомню, что потребность в изменении функционирования этого рынка назрела достаточно давно: этот сегмент генерации печально известен целым рядом проблем, решение которых требует фундаментального подхода.
Первая проблема заключается в масштабном износе основных фондов (например, некоторые теплосети уже изношены на 70%) и требует масштабных вливаний капитала, чего не удастся получить без участия сторонних частных инвесторов. Вывод же из эксплуатации убыточной генерации часто неосуществим как из-за комбинированной выработки, так и из-за невозможности обеспечить регион теплом за счет других источников. А как может инвестор вложить свой капитал в отрасль, где тарифы ниже экономически обоснованных и жестко регулируются государством? Это и есть вторая проблема рынка тепла. Она обусловлена наличием перекрестного субсидирования между теплом и электроэнергией в пользу электричества. Также присутствует стремление властей занизить тарифы на такой социально значимый продукт, как тепло. Третья проблема в том, что никакого контроля качества предоставляемых услуг и надежности в сегменте не наблюдается, а это не стимулирует производителей повышать эффективность деятельности.
Еще одна классическая черта рынка — высокая закредитованность компаний-производителей тепла вследствие высокой дебиторской задолженности, которая, в свою очередь, образуется из-за слабой платежной дисциплины. Каждая четвертая отпущенная потребителям Гкал не оплачивается. При этом самыми злостными неплательщиками являются структуры ЖКХ и оптовые потребители-перепродавцы тепловой энергии. Последствия подобной ситуации могут быть самыми плачевными. Достаточно вспомнить дефолт по облигациям ТГК-2 в ушедшем году. В то же время законодательство не предусматривает действенных способов улучшения ситуации с платежами, важную роль играет и наличие неотключаемых потребителей.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как сообщалось ранее, новая модель будет основана на нерегулируемых государством ценах и методе альтернативной котельной. Это означает, что экономически обоснованный тариф будет рассчитываться, исходя из минимальной стоимости теплоэнергии с учетом капитальных и эксплуатационных затрат, которая могла бы быть произведена в данном регионе с учетом наилучших доступных технологий на новой, нецентрализованной, котельной. Этот тариф будет носить название индикативной цены. Планируется установить переходный период, в течение которого тарифы должны достигнуть индикативной цены, так как, по расчетам Минэнерго, индикативная цена составляет 1569 руб./Гкал при среднем по России в 2013 году тарифе в 1241 руб./Гкал, что предполагает единовременный рост тарифов в среднем на 26,4%.
Для каждого региона этот срок будет индивидуальным, однако это должно случиться не позднее 2020 года, а решение по конкретной дате будет принято до 1 июля 2014 года. С этого же момента регулирование отменяется и по ценам на пар и тепло для некоторых потребителей (за исключением населения), соответствующих определенным критериям. Стоит отметить, что в некоторых регионах, например на Дальнем Востоке или на севере России, регулирование в области тарифообразования планируется сохранить полностью.
Еще аспект реформы — это новая роль единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Эта организация примет на себя функции в области теплоснабжения и поставки горячего водоснабжения, являясь при этом единым закупщиком товара. Предполагается, что данное изменение повысит прозрачность деятельности ЕТО и обеспечит наиболее эффективное развитие теплоснабжения за счет того, что это будет экономически выгодно самой ЕТО. Также организация будет нести ответственность за качество и надежность услуг перед потребителями в виде определенной денежной компенсации. Сейчас статус ЕТО уже смогла получить Квадра в Смоленской области, создав на собственные средства схему теплоснабжения области.
В целом проект Минэнерго пока представляет собой достаточно приблизительное видение нового рынка тепла. На мой взгляд, фактические, ощутимые для рынка изменения произойдут еще не скоро. Ведь для вступления в силу всех поправок требуется также согласование изменений в перекликающихся федеральных законах, таких как «О водоснабжении и водоотведении», «О концессии», а также в Жилищный кодекс. И даже установление экономически обоснованных тарифов на тепло не сможет разрешить проблему неплатежей в отрасли. Я считаю, что в первую очередь необходимо разработать нововведения, касающиеся ужесточения ответственности за задолженность за тепло и горячее водоснабжение.
Комментарии читателей (0):