Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты аудита эффективности использования государственных средств, направленных на создание и развитие особых экономических зон. С сообщением выступил аудитор Александр Жданьков.
На Коллегии отмечалось, что до настоящего времени отсутствует документ, определяющий стратегию развития особых экономических зон (далее - ОЭЗ) в Российской Федерации, конкретные цели и задачи государства в данной области и пути их реализации.
Как показывают результаты контрольного мероприятия, всего за 7 лет в ОЭЗ государство вложило почти 122 млрд. руб. Из них свыше 94 млрд. руб. составляют взносы в уставные капиталы управляющих компаний, 27,5 млрд. руб. направлено регионами напрямую на строительство отдельных объектов. Фактически к 2013 г. управляющими компаниями были выполнены работы на сумму 52 млрд. руб., что составляет всего 26% от ожидаемой до 2017 г. стоимости строительства, а с учетом работ, оплаченных регионами, - около 40% стоимости. «Это недостаточный уровень для эффективного развития особых экономических зон», - отметил Александр Жданьков.
Из запланированных 206 объектов в эксплуатацию было введено только 156. При этом темпы строительства в 2012 г. серьезно замедлились: годовой план строительства выполнен всего на 15%. За 9 месяцев 2013г. значительного роста объемов строительства и соответственно оплаты выполненных работ также не произошло. Рост составил около 10%.
«Уже неоднократно Счетной палатой отмечалось низкое качество планирования: завышение объемов взноса в уставный капитал ОАО «ОЭЗ» из федерального бюджета, ежегодное неисполнение инвестиционных планов, несвоевременность корректировки Перечней планируемых к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ», - отметил аудитор.
В результате все это привело к формированию значительных остатков неиспользуемых средств, сумма которых на 1 января 2013 г. составила 35 млрд. руб., или почти 40% выделенных государственных средств. Из них 22,6 млрд. руб. - это свободные, незаконтрактованные средства.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Проведенный аудит также показал, что финансовое положение ряда управляющих компаний на протяжении последних лет ухудшается, растут расходы на содержание построенных объектов. Получаемые управляющими компаниями доходы от использования объектов ОЭЗ позволяют возместить не более 40% расходов. «Рост доходов управляющих компаний ограничивают льготные ставки арендной платы для резидентов, неполная загрузка мощностей имеющихся объектов, частичное или полное отсутствие потребителей услуг в пределах некоторых ОЭЗ. При этом ни Минэкономразвития, ни ОАО «Особые экономические зоны» управленческих решений в данной ситуации не принимают», - отметил Александр Жданьков.
Оценивая эффективность функционирования ОЭЗ по конкретным типам, Александр Жданьков отметил, что условно-эффективной можно признать только деятельность ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа. В то же время аудитор подчеркнул необходимость совершенствования их работы по отдельным направлениям, в том числе более активного привлечения резидентов, проведения ревизии выполнения резидентами условий соглашений о ведении деятельности, корректировки бизнес-планов потенциальных резидентов в части оценки финансовой устойчивости, анализа причин замедления темпов строительства инфраструктуры.
Что касается деятельности зон туристско-рекреационного и портового типов, то, согласно результатам проведенного аудита, в настоящее время она является неэффективной. «Из пяти рассматриваемых зон туристско-рекреационного типа функционирует четыре. При этом уровень достижения показателей деятельности ОЭЗ в Алтайском крае имеет средние значения, в прочих - низкие. Из трех созданных портовых ОЭЗ функционирует лишь одна - в Ульяновской области и за проверяемый период имеет достаточно низкие показатели деятельности», - констатировал аудитор.
Комментарии читателей (0):