23 октября 2013 года президент Приднестровья Евгений Шевчук наложил вето на принятый Верховным Советом Приднестровья закон о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс ПМР, предусматривавший отмену сроков давности по делам об убийствах.
Свою позицию глава Приднестровья мотивировал тем, что в принятом законопроекте не учтен принципиальный момент, предлагавшийся Е. Шевчуком, о придании закону обратной силы и отмене сроков давности за убийство начиная с 1993 года. Именно возможность придания закону, фактически ужесточающему наказание, обратной силы, послужила причиной острой внутриполитической дискуссии в Приднестровье.
Многие оппоненты президентских предложений усматривают в его инициативах возможность для использования обратной силы закона для борьбы с политическими оппонентами, а не стремление обеспечить каждому гражданину право на жизнь и принцип неотвратимости наказания.
Следует учитывать, что для умышленных убийств при отягчающих обстоятельствах в Приднестровье и так не применяются сроки давности – и поэтому распространять обратную силу закона на «квалифицированные» убийства не имеет смысла. На практике Е. Шевчук пытается придать обратную силу тем нормам, которые устанавливают уголовную ответственность за «простые» (к примеру, бытовые) преступления, которые раскрываются достаточно быстро либо, напротив, с течением времени утрачивают перспективы раскрытия.
Именно для того, чтобы избежать противоречий между ветвями власти, Верховный Совет принял компромиссный вариант: норма о сроках давности за убийство была отменена, но и обратная сила закону не придавалась, т.е. закон должен был вступить в силу со дня официального опубликования. Однако президент с таким подходом не согласился.
О том, что действия исполнительной власти, ветировавшей закон, продиктованы не заботой о правах граждан, а текущей политической ситуацией в Приднестровье, свидетельствует ряд обстоятельств.
Во-первых, если бы президент действительно был озабочен защитой прав человека и неотвратимостью наказания, то куда логичнее было бы подписать принятый парламентом закон, что позволило ввести его в действие гораздо раньше. Однако Е. Шевчук отклонил закон в целом и добивается включения в его текст нормы об обратной силе, понимая, что в качестве отдельной законодательной инициативы у обратной силы шансов немного. Такие шаги лишь отдаляют вступление в силу норм, действительно способных обеспечить неотвратимость наказания за совершаемые преступления.
Во-вторых, принятие Верховным Советом резонансного законопроекта о сроках давности лишало Приднестровскую коммунистическую партию (О. Хоржан) ряда аргументов в проводимой ими в настоящее время акции антипарламентской направленности, которая должна завершиться вынесением ультиматума Верховному Совету. Теперь же вопрос о сроках давности благодаря президентской поддержке вновь обретает актуальность и может снова использоваться теми, кто использует Компартию для дестабилизации ситуации в Приднестровье.
По-видимому, нарастание противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти будет только нарастать. Президент массово применяет право вето в отношении принимаемых Верховным Советом законопроектов, ожидаются серьезные дискуссии по поводу принятого 23 октября 2013 года в первом чтении закона о республиканском бюджете на 2014-2016 годы. Итоги такого противостояния пока сложно спрогнозировать, но они в любом случае вряд ли позитивно отразятся на ситуации в Приднестровье и его устойчивости перед внешними вызовами.
Комментарии читателей (0):