Корни бед русских работяг растут отнюдь не в Махачкале: Лев Вершинин

Эксперт ИА REX комментирует ситуацию со случаем применения рабского труда на кирпичном заводе в Дагестане
23 октября 2013  16:26 Отправить по email
Печать

В блогосфере и социальных сетях часто возникают дискуссиио том, как же в России процветает рабовладение, в частности, на Кавказе. При этом в качестве иллюстрации блогеры часто ссылаются на статью от 29 мая в "КП", в которой корреспонденты «КП» попытались разобраться, как русские со всей страны попадают на дагестанские кирпичные заводы. И почему их ищет не полиция, а волонтёры.

Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин прокомментировал агентству ситуацию с русскими работниками дагестанских кирпичных заводов.

Мне, сами понимаете, оставалось или, не дразня гусей, согласиться, или читать и думать. По зрелом размышлении, пришел к выводу, что, поскольку тема "хватиткормить" по-прежнему зеленеет, гуси потерпят... Для начала договоримся: трогательные сказки, излагаемые корреспондентом и его героями, особенно тем, который с "тяжелой травмой головы", отложим. Пойду по тексту, не добавляя ничего от себя, а если кому захочется, я готов высказаться буквально по любой фразе. Но начну коротко и предельно конкретно. А конкретика такова…

(а) Никакой опасности для волонтеров в их работе нет; население, по их словам, в большинстве им симпатизировало, сочувствовало и помогало, а кроме того, их надежно охраняли «бойцы из личной охраны мэра Махачкалы - Саида Амирова» (того самого), а также махачкалинская полиция (та самая, которой якобы «у людей нет доверия») и СОБР.

(б) При этом основной пафос авторов направлен не на «кирпичные заводики» вообще, а исключительно на «дикие», находящиеся в сельской местоности вне Махачкалы. Зато такие же заводики, но махачкалинские, - то есть, «амировские», - чудесны: там, по мнению корреспондентов, сытно, чисто и платят там «по-честному». Аж от 8 до 10 тыр. Почитав это, трудно не понять, почему никаких проблем у ребят из "КП" в Дагестане не было. У тех, кто помогал тогда еще всесильному г-ну Амирову зачищать конкурентов и вводить кирпичную монополию, проблем быть и не могло.

(в) Ни о каком «рабстве» речи нет. Речь в материале идет только о «добровольном найме». Т.е., о батрачестве. Естественно, вербовщики лапшу вешают, но это как везде, а про «насильственный угон» и «препараты типа клофелина» - исключительно для красного словца. Подтверждений никаких. Причем вербуют (в Москве, на «трех вокзалах») не кавказцы, а вполне славяне и доставка на место, хотя и крайне неудобна, но сами же «рабы» признают, что это естественно. Ибо «Мы же понимаем, что они не вполне законно нас нанимают».

(г) При этом условия жизни «рабов» в Дагестане хуже, а плата скуднее, чем в Чечне, где по оценкам «рабов», «вообще проблем не было, человеческое отношение, условия, зарплата вовремя». Но это на маленьких заводиках, владельцы которых стараются извлечь из батраков по максимуму, а на заводах, принадлежащих клану Саида Амирова, как пишут сами же журналисты, все тип-топ, проблем нет и люди своим 8-10 тыр очень рады.

(д) Главная претензия «освобожденных»: долг, которые они не в силах выплатить, работая в итоге даром. Типа, «15 тысяч рублей за голову - стандартная такса в Дагестане. Сделка купли-продажи происходит прямо на автовокзале, как правило, ночью. А работяги до последнего не понимают, что их продали». Что есть чистая лажа. Работяги все прекрасно понимают, в том числе, что за доставку и посреднические вербовщику платить надо из собственного заработка.

(е) А поскольку своих нет, за доставку платит работодатель, которому приходится отрабатывать. В связи с чем, в залог, и отбирают паспорта. А почему не все отрабатывают? Бывшие хозяева поясняют: потому что пьют. Если учесть специфику контингента, а также полное отсутствие культурного досуга и необходимость как-то гасить усталость, в это верится.

(ё) Ни о каких реальных случаях «насилия», «перепродаж» и т.д. в тексте ни слова. Во всяком случае, от самих «рабов», и притом, что они уже «освобождены», то есть, опасаться нечего. Ужастики принадлежат самим журналистам и аккуратно сопровождаются оговорками типа «скорее всего» и «возможно». А также риторическими вопросами: «Зачем на въезде в село блок пост? Может, чтобы никто без спроса не уехал?». Хотя вполне ясно: блок-посты устроены для защиты села от атаки боевиков.

(ж) И «насильственные удержания» (не считая взятых в залог паспортов), похоже, выдумка: причины пребывания в «рабстве», - в основном, психологические. Дескать, «У запуганных невольников просто не хватает смелости проверить», что будет, если попытаться убежать. Но если все-таки пытаются, никаких проблем не возникает и никакой погони за смельчаками никто не организует. Напротив, дагестанцы постоянно рассказывают, как кому-то помогали сбежать от хозяина» и «дагестанское общество в целом это явление не принимает». И вообще, звонить, по версии журналистов, хозяева не позволяют, но тут же сами пишут, что если кому-то из «рабов» хочется позвонить куда угодно, проблем не возникает.

(з) Да и освобождения проходят легко: «Забирайте, мне такой работник не нужен. Сам ко мне попросился, я его и пожалел». И даже в селах, где держат «рабов», признают журналисты, «наши поиски встречают с сочувствием», не отнекиваются, сообщают, что «такой человек был, пас овец. А несколько месяцев назад исчез, оставив свой паспорт в администрации… Сам ушел! Сам!». И хотя журналисты глубокомысленно предполагают, что «Скорее всего, кто-то просто перепродал пастуха», в это совершенно не верится. Просто потому, что кабы «перепродали», к товару приложили бы и «гарантию» (паспорт), а раз паспорт остался, значит-таки ушел сам.

Вот такие пироги с котятами. Всё как в культурной Европе и как бы культурной Азии. Кто не согласен, прошу проверить соответствие моего текста тексту статьи. Только заранее предупреждаю: данной статьи, не забрасывая ссылками на кучу малу специфических сайтов. И только под самый конец авторы от явных страшилок и неявных дифирамбов гостеприимному г-ну Амирову переходят, наконец, к реально серьезному разговору. О скрытой безработице, например, вынуждающих приличных мужиков из российской глубинки ехать за омерзительно коротким, - по стандартам Таджикистана, - рублем «на край света», где аборигены «не могут так вкалывать. И зарплаты для них низкие». Что чистая правда.

А еще правда, что проблема «лежит в другой плоскости. В экономической». Ибо «работы в провинции нет». И в самом деле, «причина одна: миграционное давление на все сегменты рынка физического труда», в условиях которого непьющему гражданину России не выходит устроиться ни столяром, ни плотником, ни отделочником, ни хотя бы дворником. По той простой причине, что «рядом толпой ходят эти, с метлами, у которых не то, что прописки - гражданства нет».

Вот это, да, серьезно. Очень серьезно. Серьезнее некуда. Но корни этой беды растут отнюдь не в Махачкале. А причем тут Кавказ, где, не говоря о бомжах и бичах, «солидным и положительным трудягам», по крайней мере, удается хоть что-то заработать, - этого я понять не могу. Вернее, понимаю, - чай, не дурнее прочих, - но гуси, в конце концов, тоже люди и во всем надо знать меру.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Алекс
Карма: 128
23.10.2013 17:17, #10067
Как раз вчера сюжет по РЕН был с клофелином. Вполне достоверно и убедительно.
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть