Совет Безопасности ООН единогласно проголосовал за принятие резолюции по химическому арсеналу в Сирии. Это - первый с 2011 года юридически обязывающий документ по Сирии, когда в стране началась гражданская война. Резолюция обязывает Сирию уничтожить все запасы химического оружия, а также обеспечить международным инспекторам беспрепятственный доступ в страну.
ИА REX ранее отмечало, что битва за резолюцию СБ ООН была нешуточной. Текст документа согласовывался членами Совета Безопасности в течение двух недель. :Основным камнем преткновения была навязываемая Западом отсылка к главе 7-й Устава ООН, трактующей, в частности, варианты применение силы. Другим пунктом разногласий была роль ООН в процессе уничтожения сирийского химического оружия, определение четких критериев, которые позволяют определить: кто и как должен считать, соблюдает ли Сирия принятые обязательства - СБ ООН или Организация по запрещению химического оружия ( ОЗХО).
Россия давала понять, что не одобрит резолюцию с упоминанием карательных мер на основании 7-й главы. Но в конечном счете тексте принятой резолюции единственная отсылка к 7-й главе - это угроза, что в случае несоблюдения условий СБ ООН должен «прибегнуть к мерам» в соответствии с 7-й главой. Следовательно, для осуществления этой угрозы необходима будет вторая резолюция.
Кстати, сейчас вокруг этой позиции среди западных, да и некоторых российских экспертов развернулась небольшая дискуссии. Одни считают, что якобы принятая резолюция по Сирии выдержана в «духе позиции стран Запада, так к ней примкнул Китай». Другие, наоборот, уверены, что российская дипломатия одержала победу, придает принятой резолюции по Сирии более широкий смысл. Так министр иностранных дел России Сергей Лавров на заседании Совета Безопасности ООН специально подчеркнул, что принятая резолюция призвана не только решить проблему химического оружия в Сирии, но и «создать условия для того, чтобы Ближний Восток вообще стал зоной, свободной от оружия массового поражения».
Но есть и чисто американская точка зрения. Так, сотрудник Гудзоновского института Ричард Вайтц утверждает следующее: «Если уничтожение сирийского химического оружия было целью администрации Обамы, и оно будет осуществлено без применения силы, это успех. Но если целью является подрыв режима в Дамаске, сокращение числа жертв конфликта, то эта цель не достигнута».
Ведущая роль в деле реализации принятой резолюции принадлежит ОЗХО. Инспекционная группа ООН изучит семь эпизодов применения химического оружия в Сирии. Три из них произошли уже после 21 августа. Они будут расследоваться по просьбе представителя Сирии в ООН. При этом необходимо будет решать проблемы безопасности инспекционной группы, возможности взятия под контроль сирийских химических арсеналов, и сроки выполнения порученного задания. В середине сентября Россия и США в результате переговоров в Женеве пришли к соглашению об уничтожении сирийского арсенала химического оружия к середине 2014 года. Но президент Сирии Асад предупредил, что для этого потребуется около года. В свою очередь американская газета The Washington Post со ссылкой на военных специалистов утверждает, что сирийский химический арсенал можно уничтожить за 9 месяцев.
Но как поведут себя в течение этих 9 месяцев в новой ситуации все участники сирийского конфликта? Дамаск существует де-юре, а силы сирийской оппозиции продолжают оставаться разрозненными. Правда, Запад пытается поднять политический авторитет так называемой «умеренной» оппозиции, в то время как несколько влиятельных группировок объявили о союзе с «Аль-Каидой». Они не только укрепляют свои позиции в северной и восточной Сирии, но объявили о цели - создать в Сирии халифат. Что с ними делать? Это- первое. Второе: постпред Сирии при ООН Башар Джафари заявил, что «все страны должны соблюдать эту резолюцию, включая соседние с Сирией государства, которые предоставляют укрытие и помогают террористам». В частности, по его словам, «ответственность перед резолюцией ООН должны нести и такие страны, как Турция, Саудовская Аравия и Катар. Как в дальнейшем эти страны будут выстраивать свою политику в отношении Сирии? Ответов на эти вопросы пока нет.
Пока же фактом является то, что сирийский конфликт стал одним из самых кровавых за последние десятилетия на Ближнем Востоке. Потери народного хозяйства Сирии оцениваются, как минимум, в 80 миллиардах долларов. В этой стране ежедневно разрушается инфраструктура, гибнут люди. Кто, когда, и как за все это ответит?
Комментарии читателей (0):