Кандидат в мэры от РПР-Парнас оппозиционер Алексей Навальный, занявший, по данным Мосгоризбиркома, второе место на выборах столичного градоначальника 8 сентября, заявил, что не признает итоги выборов из-за фальсификаций. Об этом Навальный написал в своём блоге в «Живом журнале» 9 сентября.
Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин прокомментировал агентству заявление оппозиционного кандидата.
В принципе, я не собирался ещё раз подводить уже подведённые итоги, ограничившись констатацией того естественного факта, что мы с вами, дорогие читатели, вновь были правы. «Революция», о необходимости которой так долго говорил креативный люд, не состоялась, и пар, при всей «майданной заострённости», — инерция была столь велика, что г-н Волков ближе к концу голосования намекнул на «неизбежность борьбы за второй тур», а по первым итогам сам г-н Навальный объявил о «непризнании результатов», — пар ушёл в свисток. От человека, паньмашь, ждали великих злодейств, а он чижика съел. Настолько откровенно, что крамольная тема, а не засланный ли Лёха казачок, закрадывается в головы людей столь разных, что и на одном участке не присядут: от г-на Илларионова до совершенно мне неизвестного, но очень не лишённого чутья сетевого конспиролога.
На мой взгляд, какое-то рациональное зерно в этой идее есть, — по крайней мере, необоснованной её не назовёшь, скорее уж наоборот, — но если и так, режиссировал процесс всё-таки не Кремль. Кремль, максимум, — земля ж держится на плечах профессионалов, — поймал волну и использовал её себе во благо. А решилось всё за пару дней до. Ага. Как и подразумевал я давеча, написав, что практически перестал тревожиться про «после того» и «московские силовики могут слегка расслабиться», поскольку «Полный вперёд!» г-ну Навальному не велят. Нет предпосылок (...) А значит, шоу в Москве хотя и будет, — уплочено же! — но для порядка, в плепорцию и без особого битья посуды«.
Ну вот, в яблочко. И, несмотря на все предыдущие «не допустим, не простим», никакого тебе «полного вперёда», а сплошное «всем спасибо, все по домам», — по уважительнейшей из причин, разумеется: «не хочу вас подставлять», — и «шоу в плепорцию», в виде митинга и красивых, греющих обожателям самолюбие песен, состоялось. И они рады. Но этот праздник со слезами на глазах. Даже сейчас не все хотят верить в очевидное, и это уже надолго.
В общем, взбудораженным группам поддержки остается только смотреть на фотографии, утешаясь тем, что «да нас миллионы», хотя любому разумному человеку понятно, что, если за кого-то проголосовало 630 тысяч человек, то даже 10% от этого числа, собравшись в одном месте, выглядят внушительно. А нам с вами, — хотя итог уже известен, — чуть больше половины от трети явившихся на участки у г-на Собянина, чуть больше четверти от той же трети у г-на Навального, — остаётся разве что более пристально рассмотреть цифры. Итак, 630 тысяч. То есть, 27 с небольшим процентов.
Много? Да. Сенсация? Нет. Всего лишь несколько больше — но ведь какая работа проведена и какой уровень мобилизации достигнут! — обычного результата «второго по Москве». Я тут повспоминал (не без помощи Сети), когда были последние выборы мэра в Москве — так ровно 10 лет назад. И знаете что? Второй кандидат (банкир Лебедев) получил около 500 тыс человек. И это без уличного безумия с кубиками, картинками и твиттер-судорогами. Так что порядок цифр стабилен и традиционен. Вся фишка лишь в том, что при нормальной явке, на фоне лужковских «дважды по три миллиона» итоги «вторых номеров» смотрелись, как кроличий хвостик, а на фоне собянинского миллиона с гаком примерно такой же результат г-на Навального кажется если и не ого-го, так, по крайней мере, ключом от собора.
По большому счёту, главный победитель выборов, конечно, Кремль. Сколько бы ни кривлялись идеологи оппозиции, делая хорошую мину при плохой игре, тем, кто за Стеной, уже по барабану. Они окончательно выяснили для себя и показали стране, что представляет из себя та «вся Москва», которая якобы «непримиримо борется против кровавого режима»: примерно 9% креативного люда всех расцветок, включая нацдемов. Большего г-ну Навальному и его последователям из Белокаменной попросту не выдавить, — и я, если честно, жалею, что г-н Собянин не подарил оппоненту второй тур.
Поскольку, — хотя бы даже и при том невероятном условии, что за него проголосовали бы поклонники всех аутсайдеров, включая коммунистов, — с поддержкой в 38% от трети (или 15% от общего числа, как г-н Прохоров), Алексей Анатольевич превратился бы в окончательное посмешище для всех, кроме окончательно остекленевших. Такой фокус, между прочим, и позиции властей укрепил бы сильнее, лишив оппозицию всякой возможности ныть об «украденных выборах».
Но что сделано, то сделано. Главное остаётся главным: в считающейся оплотом оппозиции Москве, во всех районах, кроме одного, победил-таки кандидат Кремля. Причём в невиданно чистых условиях. И больше того, при, как выяснилось, не слишком высоком уровне популярности данной конкретной лошадки. Это хороший признак для власти. Это означает, что слухи о развале её политической машины очень преувеличены, запас прочности у неё по-прежнему велик, а чем он обусловлен, — силой её креатуры или слабостью и разбродом альтернативных сил, — это уже вопрос даже не десятый. По крайней мере, пока. Но уроки, — во всяком случае, из невиданно низкой явки, — бесспорно, следует извлекать.
Комментарии читателей (0):