ВМС США расширяют присутствие в Средиземном море в связи с усилением напряженности в Сирии. Меж тем стало известно, что Пентагон проработал несколько вариантов действий в связи с обстановкой в Сирии. Так, министр обороны США Чак Хейгел сообщил, что Пентагон передислоцирует находящиеся в Средиземном море корабли ближе к Сириис целью подготовки военного удара в случае принятия такого решения президентом Бараком Обамой, - пишет "Российская газета". Cтало известно, что эсминец Mahan, который должен был покинуть Средиземное море и вернуться в Виргинию, останется на дежурстве в регионе. Таким образом, теперь вахту в Средиземном море будут нести четыре американских военных корабля, передает РИА Новости.
ИА REX: США стягивают корабли к берегам Сирии - это шантаж или начало вторжения?
Лев Вершинин, политолог и историк, кандидат исторических наук:
Применительно к "сирийскому сюжету", - человек, если и не из элиты экспертов, то и не последний в кругу, прямо пишет: "Россия должна дать ясно понять Западу, что за агрессию против Сирии им придется заплатить высокую цену. При этом Россия должна нажать там, где у нас есть явное стратегическое превосходство, т. е. в Прибалтике", - и правильно пишет, потому что Запад окрылен безнаказанностью, и отступить может только твердо уяснив, что цена будет высока. Пусть не в Прибалтике, есть направления и куда актуальнее, однако вариант "ответного шага" для России, если она не планирует стать следующей жертвой, не только логичен, но логичен единственно.
Ан нет. "Вы можете сделать выводы, - говорит аж сам г-н Лавров (то есть, г-н Путин), - исходя из нашей позиции за последние годы, когда грубейшим образом попиралось международное право — и в Югославии, и в Ираке, и в Ливии. Устои международного права становятся все менее значимыми для наших западных партнеров, по крайней мере, для ведущих стран Запада. Это плохо. Воевать мы ни с кем не собираемся. Мы по-прежнему рассчитываем, что все-таки наши западные партнеры будут свою политику применять не реактивно, а стратегически". То есть, в Кремле все видят и понимают правильно. Более того, говорят, что это ай-ай-ай, или (цитата!) "плохо".Но противостоять не намерены, "по-прежнему рассчитывая", - в который уже раз, - что "все-таки" кому-то станет стыдно, и на РФ этот кто-то, покончив с Сирией (Иран перестал быть остро актуален) не развернется.
Честно, я не знаю, что ответить на вопрос о том, что будет делать РФ в случае прямого военного удара по Сирии. Хотя... Не далее как вчера беседовал в скайпе с моим другом Константином aka блогер speci_al_ist. О том говорили, о сём, ни к каким хорошим выводам не приходя. А потом, завершая, Костя сказал: "Но все-таки с позиций охранительства я не сойду", и я ответил ему: "Я тоже". Просто потому, что у властей РФ, возможно, все же есть план, тогда как у их оппонентов за душой, это точно, кроме шпаргалки от шефа, нет ничего. А есть ли у властей РФ этот пресловутый план, мы с вами узнаем уже очень скоро. Хотят они того или не хотят, долго блефовать не выйдет; вскрыться заставит сама жизнь. Я очень надеюсь, что на руках у Кремля четыре короля и джокер. Или хотя бы каре. Не может так быть, чтобы не было. А если нет, что ж... в конце концов, как говорят на Железных Островах, то, что мертво, уже не умрет.
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
США, по отношению к Сирии, ведут себя так уже на протяжении двух лет. Им торопиться некуда, они постоянно лавируют, ищут щель, в которую можно пробить в наиболее удобный для себя момент и с наименьшими потерями. Если сейчас такой момент представится, они сделают это сейчас. Помешать такому удару может только одно обстоятельство: точная позиция Москвы, которой до настоящего времени не мытьём, так катаньем удавалось отводить прямой удар Запада по партнёрской Сирии. Башар Асад ещё шевелится, ещё сопротивляется – и это главное доказательство веса Москвы, который в этом отношении пока не на нуле. Звучащие предостерегающие заявления иранских представителей Вашингтон остановить не смогут, так как Вашингтон за время последних войн с арабско-мусульманскими странами смог сделать для себя чёткий вывод: с этой стороны можно ждать только бешеных криков, которые в жёсткий военный отпор не конвертируются практически никогда. Если США всё-таки решатся на открытый вход в Сирию, это будет означать не падение Сирии, с которой в принципе всё уже ясно, а падение России в привычном для неё формате глобального политического фигуранта. Вход США в Сирию будет означать одномоментный сброс России в группу региональных стран, на уровень Украины. Таким образом, именно сейчас Белый дом волнует даже не военная составляющая сирийского вопроса, а чисто психологическая: уже можно уронить Москву или ещё слишком рано? Москве в этой ситуации молчать нельзя. Как нельзя ограничиваться и традиционными заявлениями МИДа о «беспокойстве в связи». Нужен третий вариант – прямо здесь и сейчас, пока американские корабли ещё не знают, где бросить якорь.
Виктор Олевич, политолог, эксперт по внешней политике США:
Высшее военно-политическое руководство США четко настроено на применение силы против Сирии. Речь, разумеется, идет не о полномасштабном вторжении с использованием американских сухопутных войск, а об ударах с воздуха, нацеленных на уничтожение сирийской инфраструктуры и изменение баланса сил в стране в пользу вооруженной оппозиции по ливийскому сценарию.
Инцидент с применением химоружия в Восточной Гуте 21 августа преследовал сразу несколько целей. Во-первых, повстанцам необходимо было отвлечь внимание прибывших в Сирию инспекторов ООН от расследования предыдущих инцидентов с применением ОМП на севере страны. Во-вторых, оппозиционеры и их западные спонсоры нуждались в поводе для отмены конференции "Женева-2" и отхода от достигнутых с Россией договоренностей по ее созыву. И в-третьих, Вашингтону и его союзникам нужен был достаточно "веский" casus belli, чтобы инициировать прямую агрессию против Сирии вопреки общественному мнению, мнению подавляющего большинства американцев, настроенных против ввязывания своей страны в новую военную авантюру на Ближнем Востоке.
Инициаторам атаки в Восточной Гуте удалось достичь практических всех поставленных целей. Инспекторы ООН уже не едут в Алеппо для расследования инцидентов с примением химоружия, в которых подозревались повстанцы. Шансы на проведение конференции под эгидой Москвы и Вашингтона близки к нулю. А США и их союзники перешли к реализации варианта прямой военной интервенции в сирийский конфликт.
В складывающейся ситуации России необходимо применить находящиеся в ее распоряжении дипломатические, политические, экономические и др. средства для защиты своих национальных интересов на Ближнем Востоке и предотвращению развития ситуации в Сирии по ливийскому сценарию.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Недавно мне пришлось беседовать с весьма информированным саудовским старшим офицером. Он мне сказал, разумеется, война религиозная и охватывает весь Ближний Восток, иначе бы мы, безусловно, поддержали бы Асада и его армию против исламистов, как поддерживаем против них армию в Египте. Президент Барак Обама явно зарапортовался. США может нанести ограниченный демонстративный ракетный удар по Сирии, но вряд ли это будет иметь существенный эффект, разве что поможет Обаме на время спасти лицо. В 2011 Обама много разглагольствовал о "помощи народу Сирии", однако никакой реальной помощи не было оказано. Американский народ, в общем, против серьезного военного вмешательства и предается магическому мышлению из голливудских фильмов, якобы технология, беспилотники, массовое электронное прослушивание всего мира и бригады мокрушников защищают их от глобального террора. Сидящим в Неваде операторам дронов уже стали давать боевые награды.
Асад и его союзники последовательно пробуют готовность США и их союзников осуществить свои угрозы. В апреле, когда выяснилось, что намеченные Обамой красные линии были в очередной раз перейдены. Запад получил доказательства использования химического оружия в Сирии, и Обама обещал начать "поставки смертоносного вооружения" анти-асадовским силам. Однако, до сих пор там ничего не получено.
Несмотря на победные реляции со сторон Асада и его союзников и со стороны его противников, военная ситуация в Сирийской гражданской войне зашла в тупик, из которого не видно выхода. Вопреки утверждениям различных экспертов, озвучивающих позицию шиитской стороны, о том, что это террористы воюют с сирийским правительством, никакие тактические успехи не способны изменить главного факта - это религиозно-этническая война, которая давно вышла за границы Сирии и затягивает в войну все больше сторон. Невозможно серьезно воспринимать утверждения, якобы шиитские фундаменталисты, как Хизбалла, шиитские Лиуа Аммар ибн Ясир или отряды, пришедшие из Ирака сражаться с силами Суфьяна (шиитский Антихрист, который появляется перед приходом Махди) воюют там за Асада и его светский арабский социалистический национализм. Факт, что крупнейшая суннитская милиция Ал Нурса открыто заявила о своей приверженность Ал Каида говорит, что США и его союзниками можно пренебречь. В такой войне не может быть победителя. Ни сунниты, ни шииты не могут смириться с поражением, и будут наращивать свое присутствие, если их сторону начнут серьезно теснить.
Асадовская сторона будет и дальше пытаться применять химическое оружие, неэффективное в боевых действиях, однако весьма полезное, чтобы вызвать бегство населения и обеспечить территориальную целостность алавитского анклава, который образуется от Дамаска к приморским районам. Война в регионе закончится, как заканчиваются все подобные войны. Стороны измотают друг друга, население разбежится по своим анклавам, и тогда станет возможно ввести массивные миротворческие силы, которые разделят стороны. Сколько времени это займет – 3 года, как в Югославии или 30 лет, сегодня никто не способен сказать.
Павел Шипилин, журналист:
Прайд проголодался. Глупо объяснять хищникам, что убивать негуманно — они уже почуяли запах крови, их не остановить. Львы, конечно, делают вид, что стали цивилизованными и научились разделывать пищу ножом и вилкой, но их суть осталась той же, какой была и сто, и пятьсот лет назад: загнать намеченную жертву и перегрызть горло. По новому закону джунглей антилопа всегда виновата, потому что маниакально применяет оружие массового поражения против таких же антилоп, как она сама. И каждый раз после ее смерти выясняется, что никакого оружия массового поражения у нее отродясь не бывало. Нет сомнений, что его подкинул кто-то из молодых прытких львят по заданию царя зверей. Противно осознавать, что современное мироустройство ничем не лучше первобытнообщинного строя, где прав тот, у кого тяжелее дубинка.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Это манёвры. Удар США могли бы нанести и из Израиля, и из Персидского Залива, и даже из Италии и Турции. Небольшие манёвры небольших кораблей более похожи на пояс корабельной ПВО по защите баз НАТО в Европе, чем на возможность забить ими Сирию, ещё не израсходовавшую дальнобойное оружие. Но если стронутся авианосцы, поближе к новоотстроенной базе в Измире, тогда запахнет вторжением.
Комментарии читателей (1):
Вот оно! И это "оно" - это не "хаотзация" (серия вторая), это не трайбализация последнего светского режима в регионе, это не отжим территории для газо- и нефтепроводов в обход теперь уже Турции (никто не должен думать, что очень нужен цивилизованным). Это всего-навсего межконфессиональный конфликт.
Ну, что ж, за "оригинальностью" у дяди Миши всегда чувствовалось желание замутить воду и бросить пыль в глаза.
А я считаю, что все "это" - это именно хаотизация, трайбализация и создание очередного запасного стратегического транспортного коридора. А по конкретно этому вопросу - шантаж или вторжение (кстати, дядя Миша, вроде, даже не заметил этот вопрос), - считаю, что вторжение, фаза не очень скрытного развертывания. Сил для нанесения ракетных ударов уже вполне достаточно. Провокация с хим-оружием уже проведена и успешно рекламируется.
Шантаж я усматриваю в другом. Все видели по телевизору, как ВВП "приглашали" к телефону. Все слышали, что британец обсуждал с ВВП два вопроса - Сирию и встречу Г-20. Я нигде не встретил более подробного объяснения темы и результатов разговора. Полагаю - вот это и был шантаж. ВВП, вероятно, было сообщено, что если РФ не сдаст Сирию, то "цивилизованные" в Ленинград не приедут. Так надо полагать, что такой демарш (бойкот) будет практически означать прямую и открытую конфронтацию. Именно в этом я усматриваю шантаж.
Это - шантаж, а то - вторжение. Вернее расстрел без личного присутствия.