Высокие цены на нефть могут стать тем инструментом, при помощи которого США окажут давление на Иран. Достаточно странное предположение, однако в текущих условиях этот парадокс стал реальностью. Экспорт Ирана пострадал от слишком высоких цен на нефть, поскольку в условиях режима эмбарго именно региональные конкуренты страны выиграли от такого положения дел на рынке.
Алексей Пухаев, аналитик Инвесткафе
Дорогие энергоносители позволили ближневосточным странам наращивать объем добычи нефти, даже если затраты на нее были большими, поскольку в условиях, когда стоимость барреля близка к $110, издержки с лихвой покрываются.
Министр нефтяной промышленности Ирана Бижан Намдар Зангане накануне отметил, что цены выше $106 за баррель являются причиной для беспокойства. Это высказывание свидетельствует лишь об одном: после смены руководства страны, здесь произошел серьезный сдвиг во взгляде не внешнюю обстановку. Напомню, что предыдущий министр нефтяной промышленности Ирана Рустам Касеми не раз заявлял, что цены на баррель нефти выше $100 позволяют нивелировать негативный эффект от санкций.
Зангане ранее возглавлял министерство более восьми лет и был отправлен в отставку после прихода к власти Махмуда Ахмадинежада. Зангане пользуется поддержкой Высшего руководителя страны аятоллы Али Хаменеи и всегда был фигурой, свободной от критических замечаний в свой адрес. Зангане известен тем, что умеет договариваться с западными партнерами Ирана. Это позволило ему привлечь многомиллиардные инвестиции в нефтяной сектор страны, во время своего нахождения у власти.
В своих первых заявлениях он сразу же продемонстрировал то, что политика Ирана будет подкорректирована. Министр убежден, что высокая стоимость нефти является не только источником возможностей, но и рисков. На его взгляд, дороговизна энергоносителей в первую очередь стимулирует развитие добычи сланцевой нефти в США, что в долгосрочной перспективе ударит не только по Ирану, но и по всем ближневосточным странам.
В то же время пока ситуация развивается так, что нефть продолжит дорожать, поскольку при умеренно растущем спросе страны ОПЕК активно снижали объемы добычи. Саудовская Аравия экспортировала 7,32 млн баррелей в сутки, притом что в мае этот объем составлял 7,79 млн баррелей. Объем добычи нефти снизился на 20 тыс. баррелей, до 9,64 млн. Экспорт из Ирака сократился до 2,33 млн баррелей в сутки с 2,48 млн в мае. Аналогичная ситуация и с поставками нефти из Кувейта, объемы которых упали до 2,09 млн баррелей, в то время как в предыдущем месяце показатель составил 2,23 млн баррелей.
Существует вероятность, что ближневосточные страны тоже планируют с выгодой для себя использовать ситуацию с высокими ценами на нефть: сформировать запас, не предпринимая никаких действий для их снижения, хотя дороговизна углеводородного сырья является источником риска для всех участников рынка.
На мой взгляд, цены на нефть не смогут продемонстрировать значительного скачка вверх, однако высока вероятность роста до $115 за баррель в среднесрочной перспективе. В связи с этим стоит сохранять длинные позиции на фьючерс на нефть марки Brent, но при этом следует приблизить стоп-заявки к текущим ценам.
Комментарии читателей (0):