Туркменские СМИ обсуждают главную новость минувшего уик-энда: президент страны Гурбангулы Бердымухамедов вышел из состава Демократической партии Туркменистана, чтобы, по его словам, не создавать ей преимуществ перед конкурентами самим фактом своего членства.
Сенсация грянула 18 августа на VII съезде партии, в ходе которого были подведены итоги проделанной работы, а также определена общая стратегия дальнейшей деятельности старейшей политической партии республики.
«Акцентировав внимание на необходимости соблюдения в условиях многопартийности равенства прав и условий для ведения работы для всех создаваемых партий с разными политическими воззрениями, президент Гурбангулы Бердымухамедов сообщил присутствующим о своём решении приостановить свое членство в рядах Демократической партии Туркменистана на время своего президентства и снять с себя обязанности её руководителя. По мнению главы государства, будет правильным, если своё членство в партии временно приостановят и другие руководители правительства», - пишет издание Turkmenistan.ru.
Новым председателем Демократической партии Туркменистана избран Касымгулы Бабаев, который в 2008 году, на предыдущем съезде, был избран первым секретарём политсовета и фактически осуществлял руководство партией.
В январе 2012 года в Туркмении был принят новый закон о политических партиях, формально вводящий многопартийную систему. Летом того же года была зарегистрирована Партии промышленников и предпринимателей Туркмении, которая имеет одно место в парламенте. Остальные 124 занимают депутаты пропрезидентской Демократической партии.
Отметим, что приостановка избранным президентом членства в своей партии является распространённой практикой в демократических государствах. Так, например, социал-демократ Александр Квасьневский, избранный президентов Польши в 1995 году, вышел из состава Союза демократических левых сил, чтобы быть президентом всех поляков. Точно так же поступил президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, передавший бразды правления Бактыбеку Бешимову после своего избрания на пост президента страны в 2011 году.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В случае Туркмении ни о какой либерализации политической системы речь, конечно же, не идёт. Поступок президента – не более чем очередной шаг по пути косметических реформ, начатых Гурбангулы Бердымухамедовым после прихода на этот пост в 2007 году. Напомним, что за последние шесть лет были отменены названия месяцев, носивших имена прежнего туркменского лидера и членов его семьи, из школьной программы исчезла «Рухнама», золотая статуя Туркменбаши, поворачивавшаяся вслед за солнцем отправилась на бессрочный ремонт.
Как отметил эксперт ИА REX Андрей Грозин, «Гурбангулы Мяликгулыевич — это человек, которому вообще нравится ездить за границу, нравится, когда раскатывают дорожку, выстраивают почётный караул и так далее. Этим он кардинально отличается от Сапармурата Атаевича Ниязова, который больше любил сидеть дома». В данном контексте наличие однопартийного парламента и прочих элементов авторитаризма портит атмосферу зарубежных визитов и мешает западным партнёрам «освобождаться от гуманитарного шлака в отношениях с Туркменией».
Комментарии читателей (0):