С небывалым рвением обсуждали на пленарном заседании мажилиса (парламента – прим.ред.) 5 июня народные избранники проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам реформирования автодорожной отрасли». Казалось, что депутаты вот-вот «завернут» очередную правительственную идею, но голосование расставило всё по своим местам, сообщает газета «Республика».
Этот документ разграничивает полномочия между министерством и создаваемым национальным оператором, в ведение которого планируется передать функции по организации и контролю работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автодорог, а также осуществлять сбор платы за проезд по отдельным автотрассам.
Первая платная дорога в стране уже появилась — это трасса Астана — Щучинск (расположен на северо-западе от столицы – прим. ред.). Стоимость проезда по ней составляет 0,99 тенге (21 коп.) за один километр, или 200 тенге (43 руб.) по прямой от столицы до Щучинска. В Министерстве транспорта и коммуникаций уверяют, что средства, собираемые за проезд, будут расходоваться непосредственно на поддержание именно этой дороги в нормальном состоянии. Для бюджета это слишком дорого: 1,3 миллиарда тенге ежегодно.
Депутатов же очень интересовала социальная составляющая вопроса. В частности, наличие альтернативных автодорог, льготы для жителей населенных пунктов, находящихся на платной трассе. Вице-министр транспорта и коммуникаций Роман Скляр в ответ «успокоил»: альтернативные дороги есть, но вряд ли ими кто-то захочет пользоваться:
- Альтернативная дорога, она значительно больше протяженностью, почти в два раза больше, но тем не менее это альтернатива. Это объездная дорога, международным нормам она соответствует.
Что касается льгот, то, по его словам, законом предусмотрено бесплатное передвижение автотранспортных средств в границах одного района. Для местных жителей на движение по трассе сделали льготную цену проезда — 50% от стоимости. «Общественный транспорт, который не имеет альтернативного сообщения, связывает Астану и данные населенные пункты, также освобождается от оплаты. Для того чтобы не вызвать повышение цен на билеты», — пояснил г-н Скляр.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Депутаты все же засомневались. У вице-министра поинтересовались, куда же уходят транспортные налоги, которые ежегодно платят автовладельцы. Да и сами дороги строятся за счёт бюджетных средств, то бишь денег налогоплательщиков.
- Почему налогоплательщик должен платить дважды, — резонно озадачился мажилисмен Турсунбек Омурзаков.
Роман Скляр не согласился. Налогов, по его словам, собирается менее 10 миллиардов тенге (2 млрд. руб.). Тогда как ежегодно на содержание только сети дорог республиканского значения требуется порядка 38 миллиардов. Для бюджета это, судя по его словам, непосильная нагрузка: «Строя автодороги первой категории, мы значительно увеличиваем нагрузку на бюджет по их содержанию и видим решением этой проблемы только внедрение платности».
К слову, дорога Астана — Щучинск — первая, но не последняя платная дорога в Казахстане. С 2015 года планируется сделать платным участок транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Кроме того, правительство предусматривает и возможность внедрения платности на дорогах в двух городах страны — Астане и Алма-Ата.
Правда, вице-министр поспешил успокоить депутатов: повального введения платности на городских улицах не будет: «Прерогатива внедрения, какие улицы, порядок взимания платы, остается за правительством. Акиматы не смогут самостоятельно такие нормы внедрять».
За 40 минут вице-министру удалось развеять сомнения депутатов: законопроект одобрили в первом чтении.
Комментарии читателей (0):