15 мая 2013 года Генеральная Ассамблея ООН, как и опасались в МИД РФ, одобрила резолюцию о ситуации в Сирии.
Документ был принят 107 голосами «за» при 59 воздержавшихся и 12 голосах «против»
Против проголосовали — Россия, Белоруссия, Китай, Иран, Куба, КНДР, Сирия, Эквадор, Венесуэла, Никарагуа, Боливия и Зимбабве.
Делегации Украины, Армении, Казахстана и Кыргызстана воздержались.
Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан не приняли участия в голосовании.
Среди проголосовавших за — Азербайджан, Грузия, Молдавия.
«Генеральная Ассамблея вновь подтверждает свой призыв к всеохватывающему политическому переходу под руководством сирийцев к демократической, плюралистической политической системе...», — говорится в принятой резолюции.
И.о. постоянного представителя России при ООН Александр Панкин выступил с заявлением, критикующим предложенную резолюцию.
ИА REX приводит полный текст заявления представителя РФ:
«Российская делегация сожалеет о представлении для принятия Генеральной Ассамблеей ООН чрезвычайно вредного и деструктивного проекта резолюции по конфликту в Сирии. Его авторы, совершенно очевидно, не думают о поиске политических путей урегулирования кризиса и игнорируют ситуацию не только внутри страны, но и вокруг нее. Фактически проект резолюции нацелен на проталкивание на площадке ООН однобоких, попирающих нормы международного права замыслов по смене официальной власти в Сирийской Арабской Республике и реализацию известных узких геополитических задач.
Неприемлемо неуклюжее выпячивание в тексте т.н. Национальной коалиции сирийских оппозиционных и революционных сил в качестве «единственного законного представителя сирийского народа», отражающее навязчивое стремление подготовить почву для передачи этой неоднородной группе, созданной при активном зарубежном патронаже, полномочий представлять Сирию на международной арене. Это нельзя расценивать иначе, кроме как поощрение к наращиванию оппозиционерами боевых действий в интересах силовой смены режима. Приветствие же мартовских решений ЛАГ по сути означает курс на легитимизацию поставок оружия боевикам. При этом последствия сценария милитаризации и смены режима для всего региона и самой Сирии в расчёт попросту не принимаются.
На фоне действительно сложной гуманитарной ситуации в проекте в очередной раз предпринимается опасная попытка размыва консенсусных, универсально признанных принципов оказания международной гуманитарной помощи, что затрагивает суверенитет Сирии.
Документ, как и две аналогичные принятые в 2012 году резолюции Генеральной Ассамблеи, имеет явно односторонний уклон. Вся полнота ответственности за трагическое развитие событий возлагается на правительство Сирии. И это вопреки очевидным фактам, в том числе подтвержденным по линии авторитетных международных организаций, о противоправных действиях вооруженной оппозиции, включая террористические. Полностью игнорируется внешняя, в том числе военная, логистическая и финансовая, поддержка ее действий. Ухудшение ситуации в области прав человека в Сирии вменяется исключительно в вину сирийским властям. Такая постановка вопроса противоречит многочисленным свидетельствам вопиющих нарушений гуманитарных и правочеловеческих норм со стороны незаконных вооруженных формирований, в том числе содержащихся в докладах Международной независимой комиссии по расследованию в Сирии.
С сожалением отмечаем, что предложения ряда конструктивно настроенных государств-членов по выправлению таких опасных перекосов в проекте резолюции откровенно игнорировались. Соавторы так и не решились провести процесс широких консультаций, как того требует устоявшаяся в Генеральной Ассамблее практика.
Г-н Председатель,
Ситуация тяжелейшего внутреннего вооружённого конфликта, в котором правительству Сирии противостоят вооруженные группировки под собирательным наименованием «Свободная сирийская армия», а также террористы всех мастей, включая «Аль-Каиду», в интерпретации авторов проекта представлена как война властей с собственным народом. Будто бы не было кровавых терактов, унёсших сотни жизней, похищений людей, массовых внесудебных расправ, чинимых головорезами из «Джабхат Ан-Нусра», которая стала фактическим ядром террористического интернационала, воюющим под знаменами «Аль-Каиды» и формирующим наиболее мощную антиправительственную силу. Будто бы задача не в том, чтобы немедленно прекратить кровопролитие и заставить стороны договориться о будущем страны. Вместо этого видим тягу вмешаться в конфликт на стороне незаконных вооруженных формирований, оказать максимальное давление на Дамаск, игнорируя тот факт, что за законными властями Сирии по-прежнему стоит значительная часть общества, не без оснований опасающаяся безвластия, беззакония и этнических чисток.
Проект резолюции вновь поднимает волну конфронтации, вносит раскол между членами ООН, отвлекает внимание от задачи прекращения насилия, затрудняет и без того сложный процесс поиска развязок сирийского кризиса, ставит препоны работе Спецпредставителя Л.Брахими и усилиям по выполнению положений Женевского коммюнике Группы действий от 30 июня 2012 года, которое остается базой любого политического варианта урегулирования сирийского кризиса.
Особенно безответственно и контрпродуктивно двигать такую затею в тот момент, когда между Россией и США достигнуты столь важные договорённости о продвижении по пути поиска мирного решения через созыв международной конференции на основе Женевских договоренностей, когда мировому сообществу так необходимы консолидированные, сплочённые усилия в работе с сирийскими сторонами с целью выведения их на диалог. Сегодня востребованы не деструктивные инициативы в ООН, а кропотливая работа над тем, чтобы сделать предстоящий форум площадкой, на которой противоборствующие сирийские стороны получат возможность при содействии ответственных внешних игроков определиться с модальностями прекращения братоубийственной гражданской войны. Конференция должна иметь представительный характер с вовлечением участников прошлогодней встречи в Женеве, а также других регионалов, в том числе Ирана и Саудовской Аравии. На передний план выходят задачи формирования переговорных команд сторон конфликта, объединения оппозиции на конструктивной основе в поддержку диалога, а не ее науськивание на дальнейшее раскручивание спирали насилия.
Г-н Председатель,
Учитывая сказанное, мы призываем авторов отозвать этот контрпродуктивный и одиозный проект резолюции. Если же они не прислушаются к голосу разума, то мы обращаемся к государствам-членам с призывом выступить против этого документа или, как минимум, не поддерживать его.
Комментарии читателей (0):