Еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле дал обширное интервью белорусской редакции радио «Свобода», в котором рассказал о своём видении основных аспектов отношений ЕС и стран, входящих в программу «Восточное партнёрство».
«Сейчас проходит очень важный процесс между ЕС и его восточными партнерами, которые пытаются иметь все более тесные отношения с Евросоюзом. Мы имели возможность продвинуться от деклараций к конкретным делам, и саммит в Вильнюсе в конце ноября, надеюсь, принесет новые конкретные шаги - это соглашение об ассоциации с Украиной, такие же соглашения (включая экономическое сотрудничество) с Молдавией, Арменией и Грузией. Это отличный прогресс, это первые законно установленные инструменты для реформирования постсоветского региона», - утверждает Фюле. По его словам, проблемы в этой сфере возникли лишь с Белоруссией, по отношению к которой Брюссель проводит «политику критического сотрудничества». При этом еврокомиссар уверил издание в том, что эта политика приносит свои плоды, приведя в качестве таковых «Диалог по модернизации», точное содержание которого на деле знакомо лишь узкой группе экспертов.
Личность еврокомиссара Фюле, прежде всего, интересна в контексте влияния евросоюзной бюрократии на внешнеполитические процессы, в которые вовлечён Брюссель. Фюле, по сути, оказался классическим «крайним» - чиновнику, ответственному за «евроинтеграцию», нужно отчитываться о несуществующих успехах.
Разумеется, все страны, участвующие в «Восточном партнёрстве», с самого начала фактически были поделены по признаку «благонадёжности». Самой благонадёжной считалась Молдавия, которую неоднократно называли «лидером «Восточного партнёрства»». Наиболее проблемной считалась возглавляемая «последним диктатором Европы» Белоруссия. Однако со временем стало ясно, что от пресловутой «евроинтеграции» все эти страны далеки примерно в одинаковой степени.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В Молдавии разразился очередной политический кризис. На самом деле он не произвёл по-настоящему разрушительного влияния на традиционно застойный местный политический ландшафт, однако молдавские политики сами, без отмашки из Брюсселя, начали заявлять, что республика полностью потеряла возможность заключить соглашение об ассоциации с ЕС, подписать которое планировалось на саммите ВП в Вильнюсе осенью текущего года. После чего еврочиновники и сами поспешили заявить о том, что у Молдавии возникли проблемы с «европейской перспективой». Недавно Штефан Фюле заявил о намерении в ближайшее время посетить Кишинёв, чтобы попытаться "восстановить европейскую повестку дня" Молдавии.
На Украине всё оказалось ещё безнадёжнее. Фюле неоднократно давал понять официальному Киеву, что соглашение об ассоциации с ЕС – дело ближайшего будущего, стоит лишь освободить Юрия Луценко и Юлию Тимошенко. В прессу просочился текст соглашения, абсолютно кабального для Украины. Однако, судя по заверениям главного действующего лица ЕС, а именно Ангелы Меркель, Брюссель не готов «интегрировать» Украину даже на таких условиях. В результате Фюле остаётся лишь раз за разом говорить, что стоит Киеву решить проблему «избирательного правосудия», как всё произойдёт само собой.
Армения, Грузия и Азербайджан Евросоюз интересуют в значительно меньшей степени. Попытки повлиять на Белоруссию раз за разом наталкиваются на барьер в виде личных амбиций Александра Лукашенко. В конечном итоге, роль Штефана Фюле свелась к тому, чтобы хоть как-то оправдать существование «Восточного партнёрства» и остальных «интеграционных» инициатив ЕС.
Да, можно отметить, что основное предназначение «Восточного партнёрства» изначально заключалось в том, чтобы взять постсоветские страны на короткий поводок, исключив при этом возможность их вступления в ЕС. Однако Брюссель не смог сохранить даже видимость этой самой «интеграции», о которой он так долго рассказывал. Миссия по сохранению этой видимости была возложена именно на Штефана Фюле, и он её провалил.
Комментарии читателей (0):