Остановить вымирание российских моногородов ещё можно: мнения блогеров

68 российских моногородов оказались на пороге вымирания. Главная причина – закрытие тех предприятий, которые были своеобразным сердцем данных поселений
12 апреля 2013  05:52 Отправить по email
Печать

68 российских моногородов оказались на пороге вымирания. Главная причина — закрытие тех предприятий, которые были своеобразным сердцем данных поселений. На данный момент к моногородам относится 332 поселка городского типа и 467 городов, а совокупное их население составляет 24 с половиной миллиона человек. При этом в моногородах уровень безработицы порою достигает 30%, хотя средней уровень по стране составляет 7,0–7,5%. И это ещё «нормальный» показатель: К примеру, в городе Яровое, где недавно обанкротился комбинат «Алтайхимпром», оказалось без работы вообще всё население. В Фокино на 8100 трудоспособных горожан есть только 3000 рабочих мест. Примерно в таком же положении находится и население в Тольятти, Асбесте, Краснотурьинске, Байкальске и Камских Полянах. Все эти города вот-вот исчезнут с карты нашей страны, превратившись в живое напоминание того, к чему приводит Кремлёвская политика. Эксперты ИА REX в статье «Можно ли остановить вымирание российских моногородов» обсудили проблему и пришли к мнению, что проблема умирающих моногородов — это проблема умирающего производства в частности и проблема системы в целом.

Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков провёл в социальной сети Макспарк опрос по теме «Можно ли остановить вымирание российских моногородов?».

Результаты опроса по теме «Можно ли остановить вымирание российских моногородов?»

Вариант ответа

Число участников опроса, давших положительный ответ

% участников опроса

Нет, нельзя. Эти города обречены, так как никому не нужна продукция их предприятий

134

18%

Да, можно. Надо вкладывать средства в модернизацию предприятий, а не в американские ценные бумаги

496

66%

Трудно ответить

45

6%

Свой вариант ответа

73

10%

Приводим самые интересные комментарии к опросу:

Сергей Тарасов:

Монодеревни (бывшие леспромхозы, зверофермы и т.д.) практически исчезли, моногорода в процессе исчезновения, у моностраны РФ перспективы не фонтан. Никак нельзя без Сталина, Госплана и другого прочего тоталитаризма. Проблема называется рыночной экономикой. Не было ее, родимой и моногородов не было.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Pan-1207:

Во всём мире так — опустело месторождение, закрылась фабрика — люди разбежались. Детройт сейчас — мёртвый город, дом стоит 1 доллар! И ничего — уехали и работают в другом месте. Просто у нас низкие зарплаты и бешеная цена аренды жилья. Потому нет мобильности населения.

Геннадий Попов:

Вас, послушаешь, так вся Европа на колесах. А насчет Детройта — это отдельная тема, это была технологическая столица США, а смерть Детройта, начало смерти США и от этого никуда не уедешь.

Григорий Котовский:

Дело здесь только в мобильности решений принимаемых властью. Завод банкротится не один день и все можно предусмотреть и решить, но проще трубу провел и мошну набил, зачем париться с проблемными вопросами, там мозги нужны.

Римма Шкляева:

Увы. Там мозги в огромном дефиците! И не удивительно! При прежних временах в юристы и экономисты шли дети из обеспеченных семей, имеющие, в том числе хорошие базовые знания в иностранном языке. Шли для того, чтобы лучше научиться воровать и защищать наворованное добро. В основном эти люди сейчас и правят Россией. Наш город находится менее чем в 40 км от Перми. Строили ссыльные в 30-40 годы.

Градообразующее предприятие — Камский ЦБК. На нем работали около 10 т. человек. Приказал долго жить, переходя из рук в руки дельцов из Москвы, в том числе Елены Батуриной. Жизнь не сахар. Но организовано более четкое транспортное сообщение с краевым центром. А многие предприятия бумажного профиля возят людей на работу своим транспортом. Так же поступают нефтяники. Многие работают в Перми. Строят склады и открыты новые производства. Например, на территории КЦБК успешно работает Карбокам, который производит продукцию, и продаёт её за рубеж. Конечно, у нас есть огромный плюс: соседство с краевым центром и федеральная трасса. А вопрос с переселением населения под силу только молодым и мигрантам. Мы — русские люди. Как-то не принято бросать могилы своих родителей и дедов. А в пенсионном возрасте людям тоже жить надо. К сожалению, нас все списывают со счетов.

Наталья Ланковская:

У нас на Кольском полуострове загибаются ГОКи и рудники редкоземельных металлов. О чём это говорит? О том, что загибается авиа- и радиопромышленность, которая является потребителем их продукции. Если загибается цементный завод, то о чём это говорит? О том, что не ведётся в должном масштабе жилищное строительство, которое потребляет этот цемент. Эффект домино. Обрушивается потребляющая отрасль, а вслед за ней, естественно, падают и предприятия-поставщики.

Анатолий Соловьев:

Новая российская власть должна будет решить вопросы левой повестки, удовлетворить набравшее неодолимую силу стремление народа к справедливости. В первую очередь — проблемы легитимации приватизации и восстановления патерналистских программ и подходов в ряде сфер. Заниматься этим придется даже в том случае, если следующим президентом будет либеральный Григорий Явлинский или прямой путинский преемник — скажем, Сергей Миронов. Иначе государство взорвется, энергия протеста прорвет слабую оболочку власти. Левый поворот в судьбе России столь же необходим, сколь и неизбежен.

Владимир Холодырев:

Если модернизировать предприятия по последнему слову техники, то они не требуют большого количества рабочих рук. А если модернизировать так, чтобы было много рабочих мест, то продукция будет не конкурентоспособной. Сегодня нужно, прежде всего, формировать сознание населения. Чтобы каждый понимал, что он человек и это звучит гордо, а не государство и общество. Эпоха другая. И нам нужно не стараться удержать старое, а понять, куда движется человечество, и успеть занять в нем свое место.

Добавим, что опрос проводился с 7 по 10. В нём приняли участие 748 блогеров, оставивших 190 комментариев по теме опроса.

Напоминаем, эксперт ИА REX, политконструктор Юрий Юрьев, считает, что вымирание моногородов приостановить можно. «Для этого нужно найти спрос на их продукцию и создать программу сокращения спроса со временем. Это не так сложно, как может показаться, ведь каждый город это своего рода „Сколково“, только в узкотехнологическом аспекте. И если строят наукоград „Сколково“ в чистом поле, то может быть, гораздо дешевле и продуктивнее было бы оживить некоторые моногорода, развив и перепрофилировав под требования времени», — предлагает эксперт. В то же время эксперт ИА REX, публицист и политолог Михаил Ошеров (Израиль) обращает внимание на еще одну проблема, связанную с моногородами — приватизацию базовых предприятий этих городов. «В свое время было много предложений со стороны депутатов Верховного Совета России на тему полного запрета приватизации такого рода предприятий, поскольку они, по сути, являются градообразующими и несут огромную социальную функцию. Но после путча 1993 года голоса народных представителей не были услышаны. Новые владельцы управляли этими предприятиями по принципу «хозяин — барин». Из предприятий выводились деньги на холдинги и фирмы владельцев, не производились инвестиции и техническое обновление, и перевооружение оборудования и технологий. Как результат такого хищнического капитализма — техническая деградация многих предприятий, технологическая отсталость, производственные проблемы, проблемы со сбытом. Многие собственники таких предприятий находятся в розыске, за многими тянется шлейф уголовных дел. Во многих моногородах происходили конфликты между владельцами предприятий и избранными народом руководителями городов",- резюмирует эксперт.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть